Громовое безмолвие раскрытие сознания дзогчена. ॐ Громовое безмолвие. Раскрытие сознания дзогчена (аудиокнига) Дзогчен громовое безмолвие
Ngakpa Chogyam & Khandro Dechen
DISCOVERING THE MIND OF DZOGCHEN
Нгакпа Чогьям и Кхандро Дечен
ГРОМОВОЕ БЕЗМОЛВИЕ
РАСКРЫТИЕ СОЗНАНИЯ ДЗОГЧЕНА
Перевод с английского
А. Б.Чейз, В. Рынкевич
Чогьям Н., Дечен К.
Н37 Громовое безмолвие. Раскрытие сознания дзогчена: Пер. с англ. / Нгакпа Чогьям, Юсандро Дечен. - М.: ООО «Издательский дом «София», 2004. - 240 с.
Учителя буддизма ваджраяны Нгакпа Чогьям и Кхандро Дечен, ламы школы Ньингма, передают в книге «Громовое безмолвие» опыт техник медитации, позволяющих открыть непосредственный опыт просветления- дзогчен. Они описывают основные этапы пути дзогчена - от сидячей медитации до непосредственного восприятия реальности в соответствии с системой четырех йог раздела ума дзогчена. Каждое упражнение сопровождается пояснительным разделом, помогающим оценить и усвоить приобретенный опыт.
Эта книга посвящается
Кюнгчену Аро Лингме
и гё-кар чанг-лои-дэ,
традиции нгакпханг школы Нга-гьюр Ньингма
Если найдется нечто ценное в этой книге,
то этим мы всецело обязаны вдохновению,
почерпнутому в традициях школы Ньингма.
Если же есть в пей ошибки, это целиком
и полностью наша вина
ОМ А ХУМ ВАДЖРА ГУРУ ДЖНЯНА
САГАРА БАМ ХА РИ НИ
СА СИДДХИ ХУМ -
ОМ А ХУМ ВАДЖРА
ГУРУ ПАДМА СИДДХИ ХУМ *
© Ngakpa Chogyam&Khandro Dechen, 2002 © БлейзА., Рынкевич В., перевод, 2003 © Издательство «София», 2004 © ООО «Издательский дом «София», 2004
Благодарности.....................................................
Введение...............................................................
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Дзогчен: введение......................
Глава 1, Небо и ум.............................................
Глава 2. Мысли и облака..................................
Глава 3. Присутствие и осознание...................
Глава 4. Обнаженность и восприятие.............
Глава 5. Океан и волны.....................................
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Дзогчен: основные способы
вхождения............................................................
Глава 6. Полет....................................................
Глава 7. Путешествие в беспредельность........
Глава 8. За пределами пустоты.........................
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Дзогчен: лицом к лицу
со всем сущим......................................................
Глава 9, Живые врата........................................
Глава JO. Измерение мгновенного достижения
ПРИЛОЖЕНИЕ..............................
Вопросы и ответы.............................
СЛОВАРЬ..................................
БЛАГОДАРНОСТИ
Мы хотели бы выразить глубокую признательность всем нашим ламам, но прежде всего: Его Святейшеству Дуджому Ринпоче, Его Святейшеству Дилго Кхьенце Ринпоче. Кьябдже Кюнзанг Дордже Ринпоче и Джомо Сампхелу, а также Кьябдже Чхимэ Ригдзину Ринпоче.
Сердечная любовь и почтение нашим сестрам в ваджре - Джецунме Кхандро Тендзин Дролкар и Кхандро Церинг Вангмо.
И нашим братьям в ваджре: Тхарчину Ринпоче, Гьял-цену Ринпоче, Нагчангу Лакар Чёкьи Вангчугу Ринпоче, Тулку Тхубтен Ринпоче и Пхюнцог Тулку.
С благодарностью упомянем нашу ваджра-сангху и всех посвященных учеников школы нгакпханг: Наша Нордзин Рангджунг Памо, Нала Ригдзин Таклунг Ролпаи Дордже, Нгакпа Одзин Тридрал Озер Ньима Дордже, Нагма Шардрёл Дуньям Джагьюр Рангпал Чхимэ Вангмо, Нагма Еше Зерцал Вангмо, Налджорма Джиг-мэ Кхюнгцал Памо, Налджорма Рангриг Лонгцал Дордже и Налджорма Осел Ньима Чердрёл Кхандро.
Мы хотели бы поблагодарить наших младших учеников и младших учеников Нала Ригдзина Таклунт Ролпаи Дордже, Нагму Нордзин Рангджунг Памо и Нагпу Одзина Тридрала Озер Ньима Дордже.
И наконец, огромное спасибо всем благотворительным обществам, входящим в Союз сангх Аро («Санг-нгак-чё-дзонг» в Великобритании, «Аро Гар» в США, «Союз Аро» в Австрии и «Общество Аро» в Германии).
ВВЕДЕНИЕ
Дзогчен" - это необъятность2 каждого момента, естественная простота бытия, которая сама по себе и есть единственная суть учения или практики. Дзогчен - вершина учений традиции ньингма3 - возвещает эту естественную простоту как лев - свой рык реальности4. Рычание льва не оставляет места для сомнений, В нем нет угрозы, хотя оно неизбежно устрашает тех, кто ищет убежища в робости. Однако лев возвещает голос реальности не для того, чтобы устрашать.
1 Слово дзогчен (rDzogs chen) означает «беспредельная полнота». Другие варианты перевода - «великое завершение», «великая завершенность» и «великое совершенство». - Здесь и далее за исключением особо оговоренных случаев - прим, авторов.
2 Англ. vastness. - Прим. ред.
3 Ньингма (rNying та, букв. «Древняя»), или ньингмапа, - школа в тибетском буддизме ваджраяны, основанная Падмасамбхавой и Еше Цогьял в VIII в. Учение ньингмы изложено в «сокровенных книгах» (тер) Падмасамбхавы.
4 Сенг-геи дра (seng ge"i sGra).
Его рык - это просто громовое безмолвие: самосущее провозглашение самосущего доверия. Естественно присущее нам доверие пусто, оно не нуждается в указаниях и ориентирах" и обнаруживает себя уже на уровне субатомной структуры нашего опыта.
Дзогчен провозглашает самосущее доверие всех живых существ как они есть2. Состояние просветления - первооснова нашей сути. Громовая тишина этой беспредельной полноты - пустая нить, на которую нанизываются сверкающие жемчужины каждого момента нашего бытия. Беспредельная полнота - это термин, который указывает как на саму практику, так и на внутреннее состояние практикующего. Учение дзогчена утверждает, что медитация есть состояние расслабления, способ, с помощью которого мы можем быть тем, что мы есть, без напряжения, принуждения или беспокойства. Поэтому нечего менять: нет ничего, от чего следует отказываться или что следовало бы каким-либо образом переделывать. Надо просто быть такими, какие мы есть, без всякого воздействия, навязанного извне, и без всякой борьбы, - вот и все, что требуется.
Дзогчен - беспредельная полнота. Кроме того, дзогчен - описание содержательной стороны учения. Это система катализаторов. Она описывает фундаментальную природу того, что мы есть, просто срывая покров с нашего привычного восприятия. Дзогчен побуждает напрямую приблизиться к нашей сущностной природе, ибо она близка, доступна, налична и проста.
1 Указания и ориентиры ния», za te (gZo" gTad)
2 Гыокьеп гьи Сар ду ма е па (rGyu rKyen gyi gSar du та byas pa). - букв, «несотворенность заново причинами и условиями (естественного состояния просветления)».
Это вполне возможно, но именно эта возможность сама по себе и составляет главное препятствие. Ибо для таких людей, как мы, отнюдь не простых, но сложных и запутанных, сущностная природа слишком близка, слишком доступна, слишком налична и слишком проста. Сложность и запутанность состояния «непросветленности», в котором мы находимся, как будто противоречит чудесным заявлениям о нашей близости к состоянию реализации1.
Итак, получается, что мы как будто и не можем подступиться к дзогчену напрямую, непосредственно. А если и можем, то лишь с такой «непосредственностью», которая столь бесконечно далека от подлинной, что ни о какой непосредственности и говорить не приходится. Здесь имеет место парадокс2, а там, где есть парадокс, приходится пользоваться метафорами и символами. Получается так, что нам как будто необходимы объяснения, столь же сложные и изощренные, какими мы кажемся. Тем не менее можно изложить это учение всего в четырех словах: оставайтесь в естественном состоянии. С точки зрения дзогчена этого вполне достаточно. И тогда, если мы действительно восприняли эти четыре слова, мы обретаем способность оставить все как есть, позволяя всему быть в естественном состоянии.
1 Термин реализация в большинстве учений Востока означает высшую степень состояния просветления, единение с духовной первоосновой мира или с Богом.- Прим. ред.
1 Дог-дрё (IDog" gros).
Но что эти слова означают для нас с точки зрения нашего ежедневного опыта безмолвного сидения1? В рамках двойственности эти слова вызывают немало вопросов, многие из которых не только остаются без ответа-, но и порождают бесконечное множество других.
Нередко мы до такой степени порабощены безжалостной цензурой интеллекта, что и простота может показаться чем-то сложным. Сложность интеллекта может налагать столь суровые ограничения на наше восприятие, что поучение «оставайтесь в естественном состоянии» становится непостижимым. Думать об этом бессмысленно, это ничем не поможет, поэтому мы должны отбросить все попытки постичь новый опыт на основании нашего обычного понимания, и тогда мы остаемся наедине с громовой тишиной медитации.
Медитация позволяет уклониться от бюрократизма негибкого интеллектуального процесса и непосредственно увидеть самого себя. Но сначала интеллект следует немного покормить.
Безмолвное сидение или сидение: здесь - термины, обозначающие подготовительный этап медитации, который, помимо молчания, включает в себя отвлечение зрения от внешних объектов, развитие внимания и др. - Прим. ред.
1 Двойственностью именуется состояние, в котором просветленность и непросветленность, защищенность и незащищенность, существование и несуществование (набор таких дуальных оппозиций неисчерпаем) переживаются как обособленные друг от друга.
Интеллекту нужна настоящая пища, а чтобы «интеллектуальное чувство» насытилось, необходимы пережевывание, переваривание и выделение1. Интеллектуальный аппетит следует отвратить от разработанных абстракций дешевой искусственной пищи. Интеллект должен сам убедиться в том, что способ его функционирования - это метод затемнения природы Ума. (Слово Ум с прописной буквы относится к качеству пустотности бытия, а не к содержанию Ума. Слово ум со строчной буквы относится к привычному нам уму в рамках наших обычных двойственных восприятий, суждений и чувств.) Тогда использование интеллекта перестает быть досужим развлечением или скрытым местом битвы враждующих понятий. Тогда интеллект становится ценным орудием, с помощью которого мы уже можем предпринимать интересные вылазки за пределы нашей эмпирической близорукости, обусловленной сугубо материалистическим подходом. Тогда мы сможем выработать прямой взгляд в природу Ума. Посредством изучения, посредством благотворного пытливого скептицизма мы дойдем до такого пункта, где прямой взгляд в природу Ума становится вполне выполнимой задачей.
Это и называется развитием воззрения2. Воззрение - это совокупный опыт более чем трех тысяч лет практики медитации, в которой множество йогов и йогини3
1 Дзогчен рассматривает мышление, или интеллектуальное чувство, как одно из проявлений чувственности наряду со зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием. С точки зрения постижения мира, мы «видим», «слышим», «обоняем», «пробуем на вкус» и «осязаем» мыслью. сделали одни и те же открытия.
2 Англ, view, передающее санскр. даршана и тибетское 1Та Ьа. - Прим. ред.
" Налджорпа (rNal "byor pa) и налдзкорма (rNal "byor ma) - те, кто практикует методы внутренней йоги.
Воззрение включает в себя как механическое функционирование в непросветленном состоянии, так и природу просветленного состояния - насколько она может быть выражена с помощью языка. Итак, воззрение означает, с одной стороны, осмысление нашего существования с его беспокойством, неудовлетворенностью, замешательством, разочарованностью, раздражением и болью. Но воззрение также включает проблески просветленного состояния - насколько их можно выразить посредством устной, символической и прямой передачи1.
В дзогчене подход к воззрению отличается крайним прагматизмом. Здесь воззрение так же прагматично, как искусство разведения огня. Если мы знаем, как зажечь огонь, соединяя древесину и кислород при высокой температуре, то нам незачем вспоминать инструкцию - мы просто разводим огонь. Как только мы осуществили объединение2 нашего воззрения, оно исчезает и превращается в знание. Знание сродни дыханию - нет никакой надобности вспоминать о том, как дышать. Итак, воззрение - это способ занять и использовать интеллект, чтобы превзойти его и выйти за его пределы. Ввиду этой цели воззрение следует всегда подвергать проверке в лаборатории нашего опыта.
1 В учении дзогчена приняты три способа передачи знания: устная передача, или ньен гъю (sNyan brGyud), символическая передача, или да гью (brDa brGyud) - либо формальная символическая, шед~лунг да (bShad lung brDa), либо неформальная символическая, гью-кьен да (rGyu rKyen brDa) - и прямая, или передача от Ума к Уму, гонг гью (dGongs brGyud}.
2 О том, что следует понимать под объединением в дзогчене, см- в конце гл. 8. - Прим. ред.
Это - творческое применение интеллекта, в отличие от нашего обычного восприятия самих себя. Поскольку интеллект- это природная способность, его можно «распутать». Эта книга исследует то, как мы себя ощущаем, когда вовлечены в сложные и запутанные проблемы и когда выпутываемся из них.
Вначале следует остановиться на трех ключевых аспектах пути в традиции дзогчена. Это воззрение. медитация и поведение". Воззрение побуждает наши умственные способности. В процессе медитации наша реализация открывается для воззрения. Медитация дает нам возможность самим добраться до истины. Поведение же - это чистое проявление нашей спонтанности в состоянии реализации.
Весьма занятно - одновременно и приятно, и огорчительно, - что на высшем уровне мы становимся своими собственными учителями. Это приятно, ибо порой все идет спонтанно - мы словно легко плывем вместе с обстоятельствами. Но это и тягостно, ибо наша ситуация стремится стать самодовлеющей, а мы порой этого не замечаем. Нам просто нужно открыть дорогу процессу не-обучения, ибо тогда привычки интеллекта к обусловленным схемам интеллекта становятся очевидными, прозрачными2. Сфера и диапазон логического мышления довольно невелики, и, хотя оно способно к замечательным подвигам, все же оно не может дать нам ответы на все вопросы. Приведем пример. Очевидно, что размышление - не самый действенный способ избавиться от душевных страданий и боли.
1 Тава (ITa Ьа), гомпа (sGom pa) и чопа (spyod pa).
2 Запг-тал ле (zang thai le) - «прозрачный». Здесь имеется в виду прозрачность то го, что возникает в Уме (см. гл. 9 и 10).
Обдумывая боль, мы неизбежно порождаем все больше и больше мыслей, так или иначе связанных с болью. Обдумывая эмоционально болезненные ситуации, мы также делаем себе хуже. Так мы никогда не приблизимся к подлинному пониманию того, что с нами происходит.
Кроме как в процессе некоторых психотерапевтических процедур, люди редко думают о самой боли. Ведь если бы мы думали о самой боли, мы бы неизбежно вступили в сферу ее языка. Мысль неспособна привести нас к пониманию фундаментальной структуры самой боли. Мы можем исследовать боль, только наблюдая ее в процессе медитации, не используя логическое мышление. Мысли создают барьер - как если бы «боль» и «испытывающий боль» были обособлены. Большинство людей хорошо знакомы с тем, как кружение мыслей не дает им спать по ночам, даже если они очень хотят уснуть. Человеческие существа страдают нездоровым пристрастием к процессу мышления, поэтому здесь, как и в случае любой пагубной привычки, также необходимо учитывать возможные последствия. Займемся же исследованием привычки к мышлению.
«Громовое безмолвие» - это руководство по Аро Налджоржи - четырем йогам1. Мы используем термин «руководство», поскольку книга содержит упражнения в форме, позволяющей выполнять их самостоятельно, и описание типичных состояний, возникающих в процессе практики.
1 Термин нааджор представляет собой сокращение слов налма (rNal та) - «естественное состояние» и джорпа ("byor pa) - «оставаться». В тантре этот термин используется при переводе санскритского слова йога («объединение, связь»). Но в терминологии дзогчена налджор - это пребывание в естественном состоянии (что соответствует пониманию йоги на уровне дзогчена).
Тем не менее читатель не должен забывать о том, что формального описания четырех йог недостаточно. Для выполнения практики необходимо получить ее передачу.
Четыре йоги, или налджора, составляют нёндро1 - предварительные практики дзогчен семдэ1. Семдэ - это один из трех разделов дзогчена, в котором подробно излагается учение о понятийном уме и о сем-ньид, при роде Ума.
1 Нёндро (sNgon "gro) - букв, «идущее прежде (чего-либо)». Обычно этот термин переводят как «подготовка», «основание» или «приготовление». Нёндро требуется для каждого уровня практики, если практикующий еще не достиг такого уровня опыта, который позволяет ему напрямую войти в состояние переживания, указанное в учении. Слово «нёндро» описывает много различных видов практики, поэтому семдэ нёндро жи не следует путать с гью нёндро жи - четырьмя предварительными практиками тантры.
2 Раздел о природе Ума. Слово «сем» (sems) - сокращение слова «сем-ньид» (sems-nyid), «природа ума». Слово «дэ» (sDe) означает «группа» или «собрание». Те, кто незнаком с терминологией дзогчена, иногда неверно переводят «семдэ» как «группа мышления» или «класс мышления», поскольку слово «сем» буквально означает «рассудок». Однако в учении дзогчена слово «сем» - это сокращение термина «сем-ньид», а также термина «чангчуб-сем» (byattg chub sems), или «бодхичитта» - «сердце-ум состояния просветления».
Собственно практика дзогчена семдэ именуется «четырьмя тинг-недзинами» (четырьмя «медитативными погружениями», или четырьмя самадхи). Это не-па («безмятежность»), ми~йо-ва («неподвижность»), ньям-ньи («неразделенность») и лхун-дрюп («беспрепятственная спонтанность»).
Четыре йоги - это методы, способствующие получению опыта, необходимого, чтобы практиковать дзогчен. Слово «налджор» буквально означает «оставаться в естественном состоянии». Итак, четыре йоги - это методы, способствующие тому, чтобы оставаться в естественном состоянии.
Четыре йоги состоят из практик ши-не, лхаг-тонг, ньи-мед и лхун-дрюп1. Сейчас мы рассмотрим только ши-не (подробное объяснение остальных практик будет дано в следующих главах книги).
Ши-не («успокоение»)2- метод освобождения от порабощающего пристрастия к процессу мышления. Это основной метод медитации в соответствии с четырьмя йогами. Его можно найти и в других школах и направлениях тибетского буддизма3, где эта прак тика всегда связана с расслаблением и освобождением от вовлеченности во внутренний диалог.
1 Zhi gNas (букв, «быть спокойным, безмятежным»), /hag mTong, gNyis med и thun sGrub. Их называют также «четырьмя йогами махамудры». Практика ши-не эквивалентна це-чиг (rTse gCig), «сосредоточенности на одном объекте»; лхаг-тонг соответствует трё-дрея (sPros "bral), «свободе от понятийных построений»; ньи-мед - ро-чиг (го gCig), «единовкусию»; наконец, лхун-дрюп аналогична гом-мэ (sGom med}, «не-медитаиии».
2 Ши-не (ZhigNas) обычно переводится буквально как «успокоение» или передается санскритским эквивалентом ша-матха. Мы будем оставлять тибетский термин без перевода, чтобы подчеркнуть отличия в подходе дзогчена семдэ по сравнению с другими традициями и избежать груза привычного смысла слова «успокоение». - Прим. ред.
J Практика ши-не, или шаматхи, есть во всех школах тибетского буддизма. В «бесформенной» махамудре школы Кагью (см. гл. 10) эта практика называется цэ-ниг (rTse gCig), «сосредоточенность на одном (объекте)». В дзэн-буддизме это начальная стадия дзадзэн.
Ее задача - прекратить болтовню ума, препятствующую непосредственному восприятию. Ши-не - это лекарство от нашей приверженности к мыслительным шаблонам. Если вы решились начать лечение, то первое, с чем вы столкнетесь, будет скука. Очень важно помнить о том, что практика ши-не может наскучить и вызвать раздражение. Она может показаться вам чрезвычайно занудной, особенно если вы человек активный, творческий, обладающий развитым интеллектом. Дело в том, что практикующий ши-не фактически «ходит порожняком*, т.е. обходится без привычной дозы «ментального наркотика». Здесь можно усмотреть некоторое сходство с начальной фазой абстиненции у наркоманов, употребляющих героин. Такое сравнение кажется шокирующим, но тот, кто с полной отдачей начал практиковать ши-не, знает, что эта метафора как нельзя более точно описывает некоторые тяжелые моменты практики, особенно в затворничестве. Симптомы отказа от «наркотического пристрастия» к мышлению могут быть довольно тяжелыми в эмоциональном плане, и подчас у новичков возникает желание прекратить практику уже в самом ее начале. Но объективно гораздо страшнее смириться и влачить жалкое существование, оставаясь в «наркотической зависимости» от мышления. Сточки зрения истинной реальности, мир тех, кто «подсел» на мышление, несет гораздо больше страданий, чем то состояние, в котором оказывается человек, практикующий ши-не и излечившийся от пристрастия к мышлению. Если отказ от героина сопряжен с ужасными мучениями, то типичные симптомы, возникающие после отказа от привычки к мышлению, предвещают, что появилась плодородная почва для того, чтобы открыть и узнать самого себя. Все, что вы чувствуете, практикуя ши-не, в точности отражает вашу суть.
Когда вы противостоите самому себе в ши-не, вы находитесь лицом к лицу с вашей незащищенностью, страхом, одиночеством, уязвимостью и замешательством. Все эти напряжения искажают выше бытие - независимо от того, практикуете вы ши-не или нет. Уклоняться от практики ши-не бессмысленно. С буддийской точки зрения, в этой ситуации, по существу, ни у кого нет выбора. Практиковать ши-не означает работать напрямую с тем, кто вы есть: вы начинаете жить активно, вместо того чтобы позволять вашей жизни «проживать» вас. Практиковать ши-не означает занять место водителя, открыть глаза и увидеть мир.
Когда вы открываете сами себя, ясность возникает спонтанно. Вы перестаете отчаянно цепляться за мыслительный процесс, но сама мысль переживается гораздо ярче и глубже. У вас появляется опыт переживания различных оттенков, тонов и фактуры мысли. Эти качества возникают вместе с углублением нашего переживания открытости, благодаря которому мы можем видеть мысль в «пространственном контексте». Мы становимся прозрачными для себя. Мотивации становятся проще. Возникает естественное сострадание, к которому не нужно себя принуждать, для которого не нужно притворяться,- и это первый реальный вкус свободы.
Ши-не не зависит от принятия каких-либо догм или изощренной восточной философии. Учения дзогчсн семдэ в подготовительной стадии нёндро описывают воззрение, которое должно быть подтверждено на опыте. Воззрение должно быть реализовано, то есть буквально «стать реальным». И для этого не требуется вера ни в буддизм, ни во что-либо другое.
Мы, авторы этой книги, принадлежим к традиции ньингма тибетского буддизма, а методы, основные принципы которых здесь изложены, - составная часть этой традиции. Людям, принадлежащим к иным религиозным традициям, описанные нами практики также могут принести пользу, но мы не можем дать им никаких конкретных советов относительно того, как четыре йоги могут функционировать в опыте тех духовных путей, которым мы сами не следовали. Описанная нами практика ши-не существует в контексте йогической традиции ньингма. Йоги традиции ньингма практикуют ши-не в сочетании со многими другими практиками. Все эти практики предполагают неизбежное зарождение сострадания и развитие преданности по отношению к своему Учителю и к своей линии передачи. Тем, кто всерьез заинтересуется четырьмя йогами и начнет заниматься описанными здесь практиками, мы советуем - на определенной ступени занятий и особенно на более высоких уровнях - обратиться за наставлениями к опытному Учителю. Работа в одиночку в течение нескольких лет может оказаться слишком тягостной и разочаровывающей. И, что особенно важно, необходимо получить передачу от знающего и опытного Учителя - в противном случае практика дзогчена не принесет плодов. Без опоры на духовное богатство религиозной традиции чрезвычайно трудно продолжать практику: она как будто «ничего не дает». Без регулярной практики трудно достичь результата. Без укоренения в религиозной традиции люди часто обнаруживают, что их первоначальный энтузиазм в практике медитации рассеивается. Что касается нас, то, опираясь на собственный опыт, мы утверждаем, что каждый практикующий должен быть связан с живой религиозной традицией. Нужно быть частью чего-то, что гораздо больше вас, дабы обрести опору в более высоком, глубоком и обширном. Требуется контекст, выводящий за пределы изолированного островка, на котором только «я и мое духовное развитие». Предпочтительная религия для наших практик - буддизм ваджраяны, ибо именно эта религия их породила. Те, кто связал себя с традицией ньингма, почерпнут в живительной силе этих практик большее вдохновение, нежели те, кто принадлежит к другим направлениям тибетского буддизма. И это не переоценка, но утверждения прагматического характера, предназначенные для того, чтобы помочь читателю, а не оттолкнуть его. Для выполнения таких практик, как ши-не, крайне важно подлинное вдохновение, поэтому необходимо обратиться к его источнику. Пока вы не встретите наставника, принадлежащего к какой-либо традиции, вам придется работать в одиночку. Можно приступить к практике ши-не, просто чтобы разобраться в том, что вы собой представляете. Впоследствии, когда вам представится возможность встретить Учителя, у вас уже будут готовые вопросы, основанные на реальном опыте ваших переживаний, и эти вопросы будут действительно «вашими».
Буддизм по своей сути не ориентирован на то, чтобы поддерживать и распространять веру в буддизм, в особенности сутраяна - строгая эмпирическая наука, призывающая все проверять на собственном опыте. В учении сутраяны Будда Шакьямуни1 подчеркивал: никто не обязан принимать на веру все сказанное им лишь потому, что это сказал он. Хотя источник четырех Йог - не сутраяна, тем не менее принципы, лежащие в основе практики ши-не, равнозначны сутре. Поэтому так важно наставление, которое оставил Будда Шакьямуни: строго проверять его учение на собственном опыте. Учитель не попросит нас поступиться честностью, но он потребует поступиться всеми нашими ограничениями, дабы в этом путешествии в необъятное мы открыли самих себя.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ2
Вопрос: Вы говорили, что рассуждающий разум способен на замечательные подвиги, но он не может ответить на все вопросы... Не могли бы вы развить эту тему?
1 Будда Шакьямуни (исторический Будда) - это Будда «колесницы Сутры» (сутраяны). Будды тантраяны - Падмасамбхава и Еше Цогьял. Будда дзогчена - Гараб Дордже. В названных колесницах эти Будды были первыми учителями, которые пришли в облике человека. (Еше Цогьял является также Буддой дзогчена и источником циклов откровений-терм линии Аро Лингма.)
Нгакпа Чогьям: Интеллект - это форма, а форма ограниченна. Она бесконечна в своем разнообразии, но с ее помощью не дойти до всего. Интеллект- не карточка «Америкам Экспресс* для мозга. За пределами рассудочного ума раскинулись невообразимые просторы, куда интеллекту доступ закрыт. Именно это и необходимо испытать напрямую, непосредственно - или вообще даже не пытаться. Природа Ума пуста и потому неограниченна.
Кхандро Лечен: Если мы застрянем на уровне интеллекта, мы изолируем себя от богатейшего источника его потенциальных возможностей. Сама интеллектуальная способность возникает из пустоты, следовательно, чтобы иметь свободный интеллект, необходимо выйти за его пределы.
Вопрос: Когда вы говорите, что мы обладаем опытом переживания оттенков, тонов и фактуры мысли, то фактически вы уподобляете мышление одному из пяти чувств...
Кхандро Лечен: Мышление и есть чувство. Понятие сознания принадлежит к одной из сфер чувственного опыта. Ошибочно представлять познавательную способность чем-то совершенно отличным от прочих сфер чувственности. Это - основополагающий принцип тантры. Это также жизненно важно в медитации, поскольку было бы весьма проблематично чувствовать или думать, если бы мы всегда делали это только головой.
Нгакпа Чогьям: Как правило, люди представляют себе головной мозг чем-то вроде штаб-квартиры или центральной администрации, которая руководит всеми прочими инстанциями, но это, по меньшей мере, не совсем так.
Вопрос: Я могу понять, как чувство может обладать определенной окраской и фактурой, но как может мысль быть сродни ощущению или чувству?
Кхандро Дечен: Но что вы понимаете под чувством? Похоже, что вы отделяете чувство от мысли.
Вопрос: Да, я полагаю, что это разные вещи.
Кхандро Дечен: Бывает и так, но далеко не всегда. У большинства людей чувства оплодотворены мыслью. Фактически мысль полностью управляет их эмоциями. Если чувство может иметь оттенки и фактуру, то и мысль может иметь оттенки и фактуру.
Нгакпа Чогьям: К тому же сферы чувственности во многом могут быть сродни друг другу. Многие шаманские традиции даже способствуют размыванию границ между сферами проявления разных чувств, и при измененных состояниях сознания появляется возможность видеть звук, слышать цвет и тому подобное. На самом деле это не так уж необычно. Главное вот в чем: вовсе не обязательно прибегать к помощи интеллекта, чтобы понять, что у мыслей могут быть различные оттенки, тон и фактура. Вы просто обнаружите это, когда мысли возникнут из состояниями тогпа - состояния без мысли.
Вопрос: Довольно трудно понять то, что вы говорили об отказе от привязанности к мышлению, когда приходится лицом к лицу противостоять своей незащищенности, страху, одиночеству, замешательству и прочее. Похоже, что у разных людей этот процесс протекает по-разному и все зависит от того, с кем все это происходит...
Кхандро Дечен: Да, разумеется. Но с дискомфортом всегда связаны вполне определенные состояния и чувства. Различие только в их интенсивности.
Часть первая
ДЗОГЧЕН: ВВЕДЕНИЕ
http://the-insider.ru
Громовое Безмолвие
Ngakpa Chogyam & Khandro Dechen
DISCOVERING THE MIND OF DZOGCHEN
Нгакпа Чогьям и Кхандро Дечен
ГРОМОВОЕ БЕЗМОЛВИЕ
РАСКРЫТИЕ СОЗНАНИЯ ДЗОГЧЕНА
Перевод с английского
А. Б.Чейз, В. Рынкевич
Чогьям Н., Дечен К.
Н37 Громовое безмолвие. Раскрытие сознания дзогчена: Пер. с англ. / Нгакпа
Чогьям, Юсандро Дечен. - М.: ООО «Издательский дом «София», 2004. - 240 с.
Учителя буддизма ваджраяны Нгакпа Чогьям и Кхандро Дечен, ламы школы Ньингма,
передают в книге «Громовое безмолвие» опыт техник медитации, позволяющих открыть
непосредственный опыт просветления- дзогчен. Они описывают основные этапы пути
дзогчена - от сидячей медитации до непосредственного восприятия реальности в
соответствии с системой четырех йог раздела ума дзогчена. Каждое упражнение
сопровождается пояснительным разделом, помогающим оценить и усвоить
приобретенный опыт.
Эта книга посвящается
Кюнгчену Аро Лингме
и гё-кар чанг-лои-дэ,
традиции нгакпханг школы Нга-гьюр Ньингма
Если найдется нечто ценное в этой книге,
то этим мы всецело обязаны вдохновению,
почерпнутому в традициях школы Ньингма.
Если же есть в пей ошибки, это целиком
и полностью наша вина
ОМ А ХУМ ВАДЖРА ГУРУ ДЖНЯНА
САГАРА БАМ ХА РИ НИ
СА СИДДХИ ХУМ -
ОМ А ХУМ ВАДЖРА
ГУРУ ПАДМА СИДДХИ ХУМ *
Иллюстрации к книге «Громовое безмолвие»
Ил
. 1
А
Ил
. 2.
Поза ваджры № 1
Ил
. 3.
Поза ваджры № 2
Ил
. 4.
Ваджра
Ил
. 5.
ХУМ
© Ngakpa Chogyam&Khandro Dechen, 2002 © БлейзА., Рынкевич В., перевод, 2003 ©
Издательство «София», 2004 © ООО «Издательский дом «София», 2004
Благодарности.....................................................
Введение...............................................................
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Дзогчен: введение......................
Глава 1, Небо и ум.............................................
Глава 2. Мысли и облака..................................
Глава 3. Присутствие и осознание...................
Глава 4. Обнаженность и восприятие.............
Глава 5. Океан и волны.....................................
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Дзогчен: основные способы
вхождения............................................................
Глава 6. Полет....................................................
Глава 7. Путешествие в беспредельность........
Глава 8. За пределами пустоты.........................
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Дзогчен: лицом к лицу
со всем сущим......................................................
Глава 9, Живые врата........................................
Глава JO. Измерение мгновенного достижения
ПРИЛОЖЕНИЕ..............................
Вопросы и ответы.............................
СЛОВАРЬ..................................
БЛАГОДАРНОСТИ
Мы хотели бы выразить глубокую признательность всем нашим ламам, но прежде
всего: Его Святейшеству Дуджому Ринпоче, Его Святейшеству Дилго Кхьенце
Ринпоче. Кьябдже Кюнзанг Дордже Ринпоче и Джомо Сампхелу, а также Кьябдже Чхимэ
Ригдзину Ринпоче.
Сердечная любовь и почтение нашим сестрам в ваджре - Джецунме Кхандро Тендзин
Дролкар и Кхандро Церинг Вангмо.
И нашим братьям в ваджре: Тхарчину Ринпоче, Гьял-цену Ринпоче, Нагчангу Лакар
Чёкьи Вангчугу Ринпоче, Тулку Тхубтен Ринпоче и Пхюнцог Тулку.
С благодарностью упомянем нашу ваджра-сангху и всех посвященных учеников школы
нгакпханг: Наша Нордзин Рангджунг Памо, Нала Ригдзин Таклунг Ролпаи Дордже,
Нгакпа Одзин Тридрал Озер Ньима Дордже, Нагма Шардрёл Дуньям Джагьюр Рангпал
Чхимэ Вангмо, Нагма Еше Зерцал Вангмо, Налджорма Джиг-мэ Кхюнгцал Памо,
Налджорма Рангриг Лонгцал Дордже и Налджорма Осел Ньима Чердрёл Кхандро.
Мы хотели бы поблагодарить наших младших учеников и младших учеников Нала
Ригдзина Таклунт Ролпаи Дордже, Нагму Нордзин Рангджунг Памо и Нагпу Одзина
Тридрала Озер Ньима Дордже.
И наконец, огромное спасибо всем благотворительным обществам, входящим в Союз
сангх Аро («Санг-нгак-чё-дзонг» в Великобритании, «Аро Гар» в США, «Союз Аро» в
Австрии и «Общество Аро» в Германии).
ВВЕДЕНИЕ
Дзогчен" - это необъятность2 каждого момента, естественная простота бытия,
которая сама по себе и есть единственная суть учения или практики. Дзогчен -
вершина учений традиции ньингма3 - возвещает эту естественную простоту как лев
Свой рык реальности4. Рычание льва не оставляет места для сомнений, В нем
нет угрозы, хотя оно неизбежно устрашает тех, кто ищет убежища в робости. Однако
1 Слово дзогчен (rDzogs chen) означает «беспредельная полнота». Другие варианты
перевода - «великое завершение», «великая завершенность» и «великое
2 Англ. vastness. - Прим. ред.
3 Ньингма (rNying та, букв. «Древняя»), или ньингмапа, - школа в тибетском
буддизме ваджраяны, основанная Падмасамбхавой и Еше Цогьял в VIII в. Учение
ньингмы изложено в «сокровенных книгах» (тер) Падмасамбхавы.
4 Сенг-геи дра (seng ge"i sGra).
Его рык - это просто громовое безмолвие: самосущее провозглашение самосущего
доверия. Естественно присущее нам доверие пусто, оно не нуждается в указаниях и
ориентирах" и обнаруживает себя уже на уровне субатомной структуры нашего
опыта.
Дзогчен провозглашает самосущее доверие всех живых существ как они есть2.
Состояние просветления - первооснова нашей сути. Громовая тишина этой
беспредельной полноты - пустая нить, на которую нанизываются сверкающие
жемчужины каждого момента нашего бытия. Беспредельная полнота - это термин,
который указывает как на саму практику, так и на внутреннее состояние
практикующего. Учение дзогчена утверждает, что медитация есть состояние
расслабления, способ, с помощью которого мы можем быть тем, что мы есть, без
напряжения, принуждения или беспокойства. Поэтому нечего менять: нет ничего, от
чего следует отказываться или что следовало бы каким-либо образом
переделывать. Надо просто быть такими, какие мы есть, без всякого воздействия,
навязанного извне, и без всякой борьбы, - вот и все, что требуется.
Дзогчен - беспредельная полнота. Кроме того, дзогчен - описание содержательной
стороны учения. Это система катализаторов. Она описывает фундаментальную
природу того, что мы есть, просто срывая покров с нашего привычного восприятия.
Дзогчен побуждает напрямую приблизиться к нашей сущностной природе, ибо она
близка, доступна, налична и проста.
1 Указания и ориентиры ния», za te (gZo" gTad)
2 Гыокьеп гьи Сар ду ма е па (rGyu rKyen gyi gSar du та byas pa). - букв,
«несотворенность заново причинами и условиями (естественного состояния
просветления)».
Это вполне возможно, но именно эта возможность сама по себе и составляет главное
препятствие. Ибо для таких людей, как мы, отнюдь не простых, но сложных и
запутанных, сущностная природа слишком близка, слишком доступна, слишком
налична и слишком проста. Сложность и запутанность состояния
«непросветленности», в котором мы находимся, как будто противоречит чудесным
заявлениям о нашей близости к состоянию реализации1.
Итак, получается, что мы как будто и не можем подступиться к дзогчену напрямую,
непосредственно. А если и можем, то лишь с такой «непосредственностью», которая
столь бесконечно далека от подлинной, что ни о какой непосредственности и
говорить не приходится. Здесь имеет место парадокс2, а там, где есть парадокс,
приходится пользоваться метафорами и символами. Получается так, что нам как
будто необходимы объяснения, столь же сложные и изощренные, какими мы кажемся.
Тем не менее можно изложить это учение всего в четырех словах: оставайтесь в
естественном состоянии. С точки зрения дзогчена этого вполне достаточно. И
тогда, если мы действительно восприняли эти четыре слова, мы обретаем
способность оставить все как есть, позволяя всему быть в естественном
состоянии.
1 Термин реализация в большинстве учений Востока означает высшую степень
состояния просветления, единение с духовной первоосновой мира или с Богом.-
Прим. ред.
1 Дог-дрё (IDog" gros).
Но что эти слова означают для нас с точки зрения нашего ежедневного опыта
безмолвного сидения1? В рамках двойственности эти слова вызывают немало
вопросов, многие из которых не только остаются без ответа-, но и порождают
бесконечное множество других.
Нередко мы до такой степени порабощены безжалостной цензурой интеллекта, что и
простота может показаться чем-то сложным. Сложность интеллекта может налагать
столь суровые ограничения на наше восприятие, что поучение «оставайтесь в
естественном состоянии» становится непостижимым. Думать об этом бессмысленно,
это ничем не поможет, поэтому мы должны отбросить все попытки постичь новый
опыт на основании нашего обычного понимания, и тогда мы остаемся наедине с
громовой тишиной медитации.
Медитация позволяет уклониться от бюрократизма негибкого интеллектуального
процесса и непосредственно увидеть самого себя. Но сначала интеллект следует
немного покормить.
Безмолвное сидение или сидение: здесь - термины, обозначающие
подготовительный этап медитации, который, помимо молчания, включает в себя
отвлечение зрения от внешних объектов, развитие внимания и др. - Прим. ред.
1 Двойственностью именуется состояние, в котором просветленность и
непросветленность, защищенность и незащищенность, существование и
несуществование (набор таких дуальных оппозиций неисчерпаем) переживаются как
обособленные друг от друга.
Интеллекту нужна настоящая пища, а чтобы «интеллектуальное чувство»
насытилось, необходимы пережевывание, переваривание и выделение1.
Интеллектуальный аппетит следует отвратить от разработанных абстракций дешевой
искусственной пищи. Интеллект должен сам убедиться в том, что способ его
функционирования - это метод затемнения природы Ума. (Слово Ум с прописной
буквы относится к качеству пустотности бытия, а не к содержанию Ума. Слово ум
со строчной буквы относится к привычному нам уму в рамках наших обычных
двойственных восприятий, суждений и чувств.) Тогда использование интеллекта
перестает быть досужим развлечением или скрытым местом битвы враждующих понятий.
Тогда интеллект становится ценным орудием, с помощью которого мы уже можем
предпринимать интересные вылазки за пределы нашей эмпирической близорукости,
обусловленной сугубо материалистическим подходом. Тогда мы сможем выработать
прямой взгляд в природу Ума. Посредством изучения, посредством благотворного
пытливого скептицизма мы дойдем до такого пункта, где прямой взгляд в природу
Ума становится вполне выполнимой задачей.
Это и называется развитием воззрения2. Воззрение - это совокупный опыт более чем
трех тысяч лет практики медитации, в которой множество йогов и йогини3
1 Дзогчен рассматривает мышление, или интеллектуальное чувство, как одно из
проявлений чувственности наряду со зрением, слухом, обонянием, вкусом и
осязанием. С точки зрения постижения мира, мы «видим», «слышим», «обоняем»,
«пробуем на вкус» и «осязаем» мыслью. сделали одни и те же открытия.
2 Англ, view, передающее санскр. даршана и тибетское 1Та Ьа. - Прим. ред.
" Налджорпа (rNal "byor pa) и налдзкорма (rNal "byor ma) - те, кто практикует
методы внутренней йоги.
Воззрение включает в себя как механическое функционирование в непросветленном
состоянии, так и природу просветленного состояния - насколько она может быть
выражена с помощью языка. Итак, воззрение означает, с одной стороны,
осмысление нашего существования с его беспокойством, неудовлетворенностью,
замешательством, разочарованностью, раздражением и болью. Но воззрение также
включает проблески просветленного состояния - насколько их можно выразить
посредством устной, символической и прямой передачи1.
В дзогчене подход к воззрению отличается крайним прагматизмом. Здесь воззрение
так же прагматично, как искусство разведения огня. Если мы знаем, как зажечь
огонь, соединяя древесину и кислород при высокой температуре, то нам незачем
вспоминать инструкцию - мы просто разводим огонь. Как только мы осуществили
объединение2 нашего воззрения, оно исчезает и превращается в знание. Знание
сродни дыханию - нет никакой надобности вспоминать о том, как дышать. Итак,
воззрение - это способ занять и использовать интеллект, чтобы превзойти его и
выйти за его пределы. Ввиду этой цели воззрение следует всегда подвергать
проверке в лаборатории нашего опыта.
1 В учении дзогчена приняты три способа передачи знания: устная передача, или
ньен гъю (sNyan brGyud), символическая передача, или да гью (brDa brGyud) -
либо формальная символическая, шед~лунг да (bShad lung brDa), либо
неформальная символическая, гью-кьен да (rGyu rKyen brDa) - и прямая, или
передача от Ума к Уму, гонг гью (dGongs brGyud}.
2 О том, что следует понимать под объединением в дзогчене, см- в конце гл. 8. -
Прим. ред.
Это - творческое применение интеллекта, в отличие от нашего обычного восприятия
самих себя. Поскольку интеллект- это природная способность, его можно
«распутать». Эта книга исследует то, как мы себя ощущаем, когда вовлечены в
сложные и запутанные проблемы и когда выпутываемся из них.
Вначале следует остановиться на трех ключевых аспектах пути в традиции дзогчена.
Это воззрение. медитация и поведение". Воззрение побуждает наши умственные
способности. В процессе медитации наша реализация открывается для воззрения.
Медитация дает нам возможность самим добраться до истины. Поведение же - это
чистое проявление нашей спонтанности в состоянии реализации.
Весьма занятно - одновременно и приятно, и огорчительно, - что на высшем уровне
мы становимся своими собственными учителями. Это приятно, ибо порой все идет
спонтанно - мы словно легко плывем вместе с обстоятельствами. Но это и тягостно,
ибо наша ситуация стремится стать самодовлеющей, а мы порой этого не замечаем.
Нам просто нужно открыть дорогу процессу не-обучения, ибо тогда привычки
интеллекта к обусловленным схемам интеллекта становятся очевидными,
прозрачными2. Сфера и диапазон логического мышления довольно невелики, и, хотя
оно способно к замечательным подвигам, все же оно не может дать нам ответы на
все вопросы. Приведем пример. Очевидно, что размышление - не самый действенный
способ избавиться от душевных страданий и боли.
1 Тава (ITa Ьа), гомпа (sGom pa) и чопа (spyod pa).
2 Запг-тал ле (zang thai le) - «прозрачный». Здесь имеется в виду прозрачность
то го, что возникает в Уме (см. гл. 9 и 10).
Обдумывая боль, мы неизбежно порождаем все больше и больше мыслей, так или иначе
связанных с болью. Обдумывая эмоционально болезненные ситуации, мы также делаем
себе хуже. Так мы никогда не приблизимся к подлинному пониманию того, что с нами
происходит.
Кроме как в процессе некоторых психотерапевтических процедур, люди редко думают
о самой боли. Ведь если бы мы думали о самой боли, мы бы неизбежно вступили в
сферу ее языка. Мысль неспособна привести нас к пониманию фундаментальной
структуры самой боли. Мы можем исследовать боль, только наблюдая ее в процессе
медитации, не используя логическое мышление. Мысли создают барьер - как если бы
«боль» и «испытывающий боль» были обособлены. Большинство людей хорошо знакомы
с тем, как кружение мыслей не дает им спать по ночам, даже если они очень хотят
уснуть. Человеческие существа страдают нездоровым пристрастием к процессу
мышления, поэтому здесь, как и в случае любой пагубной привычки, также
необходимо учитывать возможные последствия. Займемся же исследованием привычки
к мышлению.
«Громовое безмолвие» - это руководство по Аро Налджоржи - четырем йогам1. Мы
используем термин «руководство», поскольку книга содержит упражнения в форме,
позволяющей выполнять их самостоятельно, и описание типичных состояний,
возникающих в процессе практики.
1 Термин нааджор представляет собой сокращение слов налма (rNal та) -
«естественное состояние» и джорпа ("byor pa) - «оставаться». В тантре этот
термин используется при переводе санскритского слова йога («объединение,
связь»). Но в терминологии дзогчена налджор - это пребывание в естественном
состоянии (что соответствует пониманию йоги на уровне дзогчена).
Тем не менее читатель не должен забывать о том, что формального описания четырех
йог недостаточно. Для выполнения практики необходимо получить ее передачу.
Четыре йоги, или налджора, составляют нёндро1 - предварительные практики дзогчен
семдэ1. Семдэ - это один из трех разделов дзогчена, в котором подробно
излагается учение о понятийном уме и о сем-ньид, при роде Ума.
1 Нёндро (sNgon "gro) - букв, «идущее прежде (чего-либо)». Обычно этот термин
переводят как «подготовка», «основание» или «приготовление». Нёндро требуется
для каждого уровня практики, если практикующий еще не достиг такого уровня
опыта, который позволяет ему напрямую войти в состояние переживания, указанное
в учении. Слово «нёндро» описывает много различных видов практики, поэтому
семдэ нёндро жи не следует путать с гью нёндро жи - четырьмя предварительными
практиками тантры.
2 Раздел о природе Ума. Слово «сем» (sems) - сокращение слова «сем-ньид»
(sems-nyid), «природа ума». Слово «дэ» (sDe) означает «группа» или «собрание».
Те, кто незнаком с терминологией дзогчена, иногда неверно переводят «семдэ» как
«группа мышления» или «класс мышления», поскольку слово «сем» буквально означает
«рассудок». Однако в учении дзогчена слово «сем» - это сокращение термина
«сем-ньид», а также термина «чангчуб-сем» (byattg chub sems), или «бодхичитта» -
«сердце-ум состояния просветления».
Собственно практика дзогчена семдэ именуется «четырьмя тинг-недзинами»
(четырьмя «медитативными погружениями», или четырьмя самадхи). Это не-па
(«безмятежность»), ми~йо-ва («неподвижность»), ньям-ньи («неразделенность») и
лхун-дрюп («беспрепятственная спонтанность»).
Четыре йоги - это методы, способствующие получению опыта, необходимого, чтобы
практиковать дзогчен. Слово «налджор» буквально означает «оставаться в
естественном состоянии». Итак, четыре йоги - это методы, способствующие тому,
чтобы оставаться в естественном состоянии.
Четыре йоги состоят из практик ши-не, лхаг-тонг, ньи-мед и лхун-дрюп1. Сейчас мы
рассмотрим только ши-не (подробное объяснение остальных практик будет дано в
следующих главах книги).
Ши-не («успокоение»)2- метод освобождения от порабощающего пристрастия к
процессу мышления. Это основной метод медитации в соответствии с четырьмя
йогами. Его можно найти и в других школах и направлениях тибетского буддизма3,
где эта прак тика всегда связана с расслаблением и освобождением от
вовлеченности во внутренний диалог.
1 Zhi gNas (букв, «быть спокойным, безмятежным»), /hag mTong, gNyis med и thun
sGrub. Их называют также «четырьмя йогами махамудры». Практика ши-не
эквивалентна це-чиг (rTse gCig), «сосредоточенности на одном объекте»; лхаг-тонг
соответствует трё-дрея (sPros "bral), «свободе от понятийных построений»;
ньи-мед - ро-чиг (го gCig), «единовкусию»; наконец, лхун-дрюп аналогична гом-мэ
(sGom med}, «не-медитаиии».
2 Ши-не (ZhigNas) обычно переводится буквально как «успокоение» или передается
санскритским эквивалентом ша-матха. Мы будем оставлять тибетский термин без
перевода, чтобы подчеркнуть отличия в подходе дзогчена семдэ по сравнению с
другими традициями и избежать груза привычного смысла слова «успокоение». -
Прим. ред.
J Практика ши-не, или шаматхи, есть во всех школах тибетского буддизма. В
«бесформенной» махамудре школы Кагью (см. гл. 10) эта практика называется цэ-ниг
(rTse gCig), «сосредоточенность на одном (объекте)». В дзэн-буддизме это
начальная стадия дзадзэн.
Ее задача - прекратить болтовню ума, препятствующую непосредственному
восприятию. Ши-не - это лекарство от нашей приверженности к мыслительным
шаблонам. Если вы решились начать лечение, то первое, с чем вы столкнетесь,
будет скука. Очень важно помнить о том, что практика ши-не может наскучить и
вызвать раздражение. Она может показаться вам чрезвычайно занудной, особенно
если вы человек активный, творческий, обладающий развитым интеллектом. Дело в
том, что практикующий ши-не фактически «ходит порожняком*, т.е. обходится без
привычной дозы «ментального наркотика». Здесь можно усмотреть некоторое
сходство с начальной фазой абстиненции у наркоманов, употребляющих героин.
Такое сравнение кажется шокирующим, но тот, кто с полной отдачей начал
практиковать ши-не, знает, что эта метафора как нельзя более точно описывает
некоторые тяжелые моменты практики, особенно в затворничестве. Симптомы отказа
от «наркотического пристрастия» к мышлению могут быть довольно тяжелыми в
эмоциональном плане, и подчас у новичков возникает желание прекратить практику
уже в самом ее начале. Но объективно гораздо страшнее смириться и влачить жалкое
существование, оставаясь в «наркотической зависимости» от мышления. Сточки
зрения истинной реальности, мир тех, кто «подсел» на мышление, несет гораздо
больше страданий, чем то состояние, в котором оказывается человек,
практикующий ши-не и излечившийся от пристрастия к мышлению. Если отказ от
героина сопряжен с ужасными мучениями, то типичные симптомы, возникающие после
отказа от привычки к мышлению, предвещают, что появилась плодородная почва для
того, чтобы открыть и узнать самого себя. Все, что вы чувствуете, практикуя
ши-не, в точности отражает вашу суть.
Когда вы противостоите самому себе в ши-не, вы находитесь лицом к лицу с вашей
Нгакпа Чогьям и Кхандро Дечен. Аудиокнига "Громовое безмолвие. Раскрытие сознания дзогчена" - слушать онлайн.
Авторы: Нгакпа Чогьям и Кхандро Дечен
Исполнитель: Андрей
Жанр: эзотерика, дзогчен, буддизм, саморазвитие, духовная реализация, пробуждение сознания, просветление
Время звучания: 06:03:32
Описание:
Учителя буддизма ваджраяны Нгакпа Чогьям и Кхандро Дечен, ламы школы Ньингма, передают в книге «Громовое безмолвие» опыт техник медитации, позволяющих открыть непосредственный опыт просветления - дзогчен. Они описывают основные этапы пути дзогчена - от сидячей медитации до непосредственного восприятия реальности в соответствии с системой четырех йог раздела ума дзогчена. Каждое упражнение сопровождается пояснительным разделом, помогающим оценить и усвоить приобретенный опыт.
Об учении дзогчен:
Согласно тантрам ати-йоги, это учение лежит вне временных и пространственных измерений. Но в истории человеческой цивилизации учение Великого Совершенства восходит к первому патриарху Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже). Это учение не является локализованным, то есть привязанным к какой-либо отдельной религии. Дзогчен является практическим методом, ведущим к полному пробуждению, и содержит положения, позволяющие осуществлять практику в любой ситуации, в любое время, в любых условиях и даже в контексте других религий.
В середине и второй половине XX века, когда тексты по дзогчену не были переведены, существовало мнение некоторых западных историков, что это учение появилось вследствие влияния принципов китайской школы чань (дзэн) (которая в свою очередь также пришла из Индии) на учение Ваджраяны. Сейчас, когда многие тексты дзогчена переведены на западные языки, эта версия представляется несостоятельной, поскольку большинство его методов и терминология не имеют аналогов ни в чань, ни в Ваджраяне.
В традиции Бон, добуддийской религии тибетцев, считается, что принцип дзогчен присутствовал в учении Бон ещё до появления индийского буддизма в Тибете. Некоторые учители уверены, что бонское учение Shang Shung Nyen Gyu в своем первоначальном виде из 12 коротких строк представляет собой подлинный принцип учения ати-йоги и, очевидно, восходит к Тонпа Шенрабу - древнему учителю, основателю Бон из царства Шанг-Шунг.
Громовое безмолвие. Раскрытие сознания дзогчена (аудиокнига) -
Ступени Сознания - Аудиокниги по Эзотерике -
Аудиокниги по эзотерической психологии "Грани Разума"-