rbatpro.ru

Какие тактические взаимодействия в баскетболе. Методика обучения тактике нападения в баскетболе. Эффективные упражнения для баскетбола

Обучение индивидуальным тактическим действиям

Нападение - основная функция команды в процессе игры. От планирования, организации и реализации атакующих действий зависит результативность и в решающей степени конечный ре­зультат спортивного поединка.

Тактика нападения многообразна. Чем шире арсенал тактиче­ских знаний, умений и навыков отдельных игроков и команды в целом, тем больше возможностей выбрать и рационально постро­ить тактику игры против конкретного соперника, добиться жела­емой победы над ним.

Обучение основам тактики нападения предполагает освоение за­нимающимися базовых индивидуальных, групповых и командных дей­ствий в необходимом объеме.

Каждый игрок на площадке должен уметь ориентироваться в изменяющейся игровой обстановке и рационально действовать в рамках избранной его командой тактики ведения игры. Для этого необходимы умения постоянно контролировать складывающую­ся на площадке ситуацию, быстро анализировать ее, мгновенно принимать оптимальные решения и незамедлительно действо­вать.

Уровень индивидуального тактического мастерства игроков оп­ределяет результат коллективных действий.

В соответствии с принятой классификацией тактики баскетбо­ла среди индивидуальных действий нападения выделяют действия игрока без мяча и с мячом (см. рис. 37, с. 148).

Действия игрока без мяча

Теоретические предпосылки.

Действия игрока без мяча могут быть направлены на освобож­дение от опеки защитника и выход на удобную позицию для по­лучения мяча либо для овладения отскоком мяча при неудачном броске партнера.

С их помощью можно также совершить отвлекающий маневр - выход для отвлечения внимания обороняющихся от мяча. Тем самым можно освободить для партнера участок площадки и со­здать ему выгодную ситуацию для обыгрыша соперника «один в


Вдин». Прежде чем изучать схемы игровых ситуаций и уп­ражнений для обучения, рас­смотрите условные обозначе­ния (рис. 39).

Выход для получения мяча производится по ходу разви­тия атаки. Он осуществляется перед соперником или за его спиной.

Учитывая характер измене­ния направления передвиже­ний на площадке, выделяют несколько вариантов выхода на свободное место. Это - V-образный выход (рис. 40), S-образный выход (дас. 41), пет-

леобразный выход (рис. 42) и круговой выход (рис. 43).

Выход производится с места и в движении с помощью при­емов перемещений и финтов.

Для осуществления выхода с места нападающий предваритель­но выбирает такую исходную позицию, которая обеспечивает хо­роший зрительный контроль над игровой ситуацией и одновре­менно затрудняет его защитнику. Далее за счет вышагивания в сторону, противоположную планируемому выходу, игрок сбли­жается с соперником и, резко изменив направление своего дви­жения с помощью скрестного шага, освобождается от его опеки. Возможно выполнение и других финтов с использованием пово­рота или повторного вышагивания. Эффективность данного тех­нико-тактического действия зависит от правдоподобности избран-


ного обманного движения, неожиданности начала ухода, быстро­ты и своевременности самого выхода.

Выход в движении производят благодаря изменению темпа бега или направления передвижений. Здесь используется так называе­мый «рваный бег» либо сочетание повторных финтов в одном или в разных направлениях.

Выход для овладения отскоком мяча осуществляется в заверша­ющей фазе атаки при борьбе на щите противника после неудач­ного броска партнера. Успешность этого технико-тактического действия без мяча определяется как описанными выше способа­ми обыгрыша защитника, так и прогностическими способностя­ми нападающего, его умением быстро и точно определить вероят­ное направление и дальность отскока.

Согласно статистическим данным, определены зоны возмож­ного отскока мяча при неточных бросках в зависимости от место­расположения атакующего игрока и направления совершаемого им броска относительно корзины (см. рис. 36, с. 142).

Так, при бросках из зон 1 и 5 мяч при отскоке окажется в этих же зонах с очень большой степенью вероятности (до 95 %). При­чем в более половины случаев мяч перелетит на дальнюю сторону площадки (т. е. при броске из зоны 1 отскочит в зону 5 и наобо­рот).

При бросках из зон 2 и 4 выявлена та же тенденция: 70 % от­скочивших мячей возвращаются в эти же зоны приблизительно с той же вероятностью попадания на дальнюю сторону площадки. И наконец, броски из зоны 3 дают около 50 % отскоков в эту же зону, а вероятность рассеивания мячей в зоны 2, 3 и 4 составляет более 90 %.

Помимо направления отскока мяча может изменяться и его дальность. В зависимости от удаленности броска от корзины, не­которых биомеханических характеристик совершаемого броско-


вого движения, траектории полета мяча отскок может быть ближ­ним, средним и дальним.

Следовательно, результативность выхода для овладения отско­ком обусловлена, прежде всего, быстротой оценки условий и стилем исполнения броска. Первостепенное значение имеют также напо­ристость и агрессивность действий нападающего при борьбе за выгодную позицию под щитом соперников. Способы же освобож­дения от опеки защитника остаются идентичными действиям при выходе для получения мяча от партнера: V-образный выход, S-образный выход, петлеобразный выход и круговой выход. Зна­чительно уменьшается лишь амплитуда маневрирования. А сигна­лом для начала обыгрыша защитника служит момент подготовки броска партнером (1) или непосредственно выпуск мяча (2). В слу­чае (1) нападающий стремится сблизиться с опекуном и благода­ря финту с последующим уходом первым устремится в точку предполагаемого отскока, оставив его за спиной. В случае (2) на­падающий, избегая блокирующих действий защитника, чаще всего отступает от него на полшага (разрывает дистанцию), чтобы тут. же совершить стремительное зашагивание или забегание к щиту и занять выигрышную позицию. При этом он должен прийти в ус­тойчивое положение и быть готовым к физическому давлению в спину со стороны соперника. Поэтому располагаться нужно на расставленных, оптимально согнутых ногах, заряженных на мощ­ное выталкивание, с поднятыми на высоту плеч руками и вы­ставленными в сторону локтями с целью овладеть отскочившим мячом в высшей точке его полета. Эффективное выполнение дан­ного технико-тактического действия сопровождается подбором и добиванием мяча в корзину либо его откидкой партнеру для продолжения атаки.

Выигрыш «чужого щита» во многом определяет конечный ре­зультат игрового соперничества. Этому компоненту спортивного мастерства уделяют значительное внимание при подготовке ква­лифицированных баскетболистов.

Передвижения баскетболиста в нападении должны носить ос­мысленный характер. Бесцельная, хаотичная смена позиций не при­несет стабильного успеха. Своевременность и рациональность - ос­новные слагаемые результативной «игры без мяча». Искусству пере­движений и освобождения от опеки соперников необходимо обу­чать с первых же занятий баскетболом.

В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (всего в каждой команде по 12 человек, замены не ограничены). Цель каждой команды - забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде завладеть мячом и забросить его в свою корзину.

Корзина находится на высоте 3,05 м от пола (10 футов). За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанций, засчитывается два очка, с дальней (из-за трёх очковой линии) - три очка; штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки - 28 метров в длину и 15 метров - в ширину. Баскетбол - один из самых популярных видов спорта в мире.

История возникновения баскетбола

Впервые игра зародилась в 1891 году, основателем стал преподавать Массачусетского колледжа Джеймс Нейсмит.

Созданная игра в первоначальном виде слабо напоминала современный баскетбол . Поэтому через год были разработаны первые правила баскетбола.

На всемирный уровень игра выходит в 1932 году, сразу после встречи конференции национальных баскетбольных ассоциаций, во время которой была основана Международная федерация по любительскому виду баскетбола. Первоначально считали, что баскетбол будет лишь любительским спортом, но уже в 1989 году игра выходит на профессиональный уровень .

Первая игра в баскетбол на олимпийском уровне была сыграна в 1936 в Третьем Рейхе . Победителем турнира стала американская сборная. После этого американцы стали регулярно побеждать в баскетболе, лишь единожды сборной СССР удалось отобрать первое место у американцев.

Особенности игры в баскетбол

В игре присутствует две команды, в каждой из которых участвует по десять человек, но одновременно на поле играют лишь пять из них, остальные находятся в замене. Основной смысл игры – забросить мяч в кольцо вражеской корзины , а также помешать своих противникам забросить в свою корзину.

Побеждает тот, кто на момент завершения матча наберёт большее количество очков , в случае равного счёта, командам дают дополнительное время – овертайм. Если же игроки не смогут выяснить, кто из них победил и после овертайма, то назначают ещё один и так далее, пока не выявится победитель.

Как заработать очки:

  1. Наибольшее количество очков можно получить за попадания на расстоянии семи с половиной метров – за это дают сразу три очка.
  2. Попадание в кольцо корзины с меньше расстояния, чем в первом случае – приносит два очка команде.
  3. Попадание мячом в корзину во время штрафного броска – даёт лишь одно очко команде.

Ход игры

Начало матча происходит с выбрасывания мяча судьёй на центре поля. Сразу после свистка игроки могут начинать играть.

Вся игра будет длиться на протяжении четырёх таймов , каждый из которых длится ровно по десять минут, а по правилам Национальный баскетбольной ассоциации – двенадцать минут.

После первого тайма происходит пауза на две минуты, после остальных таймов – пауза занимает пятнадцать минут. По окончании перерыва команды меняются корзинами .

Поле для игры в баскетбол:

  • по правилам играть можно как на открытой площадке, так и в зале, но при этом высота потолком должна быть не меньше семи метров;
  • размер поля должен составлять – 28 на 15 метров;
  • площадь щита, на котором расположена корзина равняется – 180 на 105 сантиметров;
  • высота, на которой должна располагаться корзина должна составлять ровно 305 сантиметров от пола.

Правильный мяч для игры . Размер спортивного снаряда для мужчин должен иметь длину окружности от 75 до 78 сантиметров, при этом его масса равняется 567–650 грамм. Для женщин размер составляет от 72.4 до 74 сантиметров, а масса равна 510–567 грамм.

Основные правила баскетбола

Дополнительные правила

По правилам у каждой команды должен быть один капитан – если капитан решит покинуть игровое поля во время матча, то он обязуется доложить судьёй о том, кто будет исполнять его обязанности.

Ход игры каждой команды регулируется тренером . Именно он решает, кому из игроков необходимо выйти на поле, а также кого из них необходимо заменить во время матча. В игре разрешается бесконечное число замен, но совершать замену можно только тогда, когда мяч находится не в игре.

Тренер вправе запросить тайм-аут , который длится на протяжении одной минуты. Всего разрешается брать не больше одного тайм-аута в каждом тайме. Запрос можно совершать только тогда, когда мяч находится не в игре, после чего игровое время останавливается.

Какие бывают фолы в баскетболе

Фол – несоблюдение каких-либо правил, конкретным игроком, а также некультурное поведение. В баскетболе существуют следующие виды фолов.

Введение

Основа успеха в баскетболе – в командных видах, коллективных действиях, направленных на то, чтобы рациональными путями и как можно быстрее создать одному из игроков удобное положение для атаки корзины. Нападающая команда, состоящая из очень сильных в отдельности игроков, но не умеющих грамотно взаимодействовать с остальными партнерами, редко может достичь победы над квалифицированным противником. В ходе тактических действий команда старается обеспечить

1. «чистый» выход под щит противника с мячом

2. Беспрепятственный (или с минимальным сопротивлением) бросок со средней дистанции

3. Кратковременный момент численного преимущества нападающих на определенном участке площадки

4. Благоприятные условия для единоборства нападающего с защитником, куда входят:

Исключение подстраховки защитниками друг друга;

Временное увеличение дистанции между нападающим и защитником позволяющего провести подготовленные действия в атаке

Вынужденное быстрое сближение защитника с нападающим

Действие нападающего на скорости против не подвижного защитника

Превосходство нападающего над защитником в психологических качествах

5. Страховку тыла против возможной контратаки По тактической направленности нападение в баскетболе разделяется на два вида: стремительное и позиционное. Каждый вид нападения содержит свои системы командных действий. Так в стремительном нападении сложились системы «быстрый прорыв» и «эшелонированный прорыв», а в позиционном нападении – «через центрового» и «без центрового»

Стремительное нападение

Сущность стремительного нападения состоит в быстром переходе команды от защитных действий к нападающим, при овладении мячом с целью завершить атаку против неорганизованной или еще слабо организованной защиты соперников. Максимальное убыстрение подготовки и завершения атакующих действий - основополагающая тенденция развития современного баскетбола. Она обусловлена как эволюцией самой игры, так и произошедшими изменениями правил (сокращением времени на вывод мяча из тыловой зоны в передовую до 8 с и времени на подготовку атаки до 24 с). В связи с этим значимость стремительного нападения неизмеримо возрастает. Успешная реализация данного вида построения игры в нападении возможна при использовании двух систем командных действий: быстрого прорыва и раннего нападения. Быстрый прорыв рассчитан на создание численного превосходства над соперником в ходе развития скоростной контратаки и последующее ее завершение с близкой дистанции. Наиболее типичными ситуациями для эффективной организации быстрого прорыва служат: перехват или выбивание мяча у соперника, овладение мячом при отскоке либо при введении его в игру начальным спорным броском. Возможно создание условий для успешной контратаки и после введения мяча в игру из-за пределов площадки (например, после пропущенного в свою корзину мяча), но такие случаи требуют значительного преимущества над соперниками в физической и технико-тактической подготовленности. Атака быстрым прорывом состоит из трех фаз:

Развития

Завершения

Успешность первой фазы связана с опережающим рывком двух или трех игроков, быстрой первой передачей в отрыв убегающему или открывающемуся вблизи партнеру с последующим скоростным дриблингом или очередной передачей впереди бегущему нападающему, выполненными на высокой скорости.

Для второй фазы характерны согласованные перемещения нападающих в зону противника с использованием ведения или передачи мяча. Главная задача здесь состоит в создании численного преимущества атакующих над защищающимися: 2x1, 3x1, 3x2 и т.п. Наиболее рациональной для этой фазы быстрого прорыва считается ситуация, когда при развитии атаки мячом владеет игрок в средней позиции, а по обоим флангам его поддерживают партнеры, находящиеся несколько впереди мяча.

И наконец, завершающая - третья фаза прорыва предназначена для выведения на беспрепятственный бросок мяча из удобной, как правило, близкой дистанции одного из атакующих. Этого добиваются выходом игрока под щит на открытую позицию и своевременной голевой передачей в его адрес.

Организация быстрой контратаки зависит от многих факторов. Каждая команда стремится реализовать преимущества скоростной игры с учетом потенциальных возможностей своих игроков и слабых мест в подготовленности соперников. Но практически возможны три базовых варианта проведения быстрого прорыва:быстрый прорыв длинной передачей в отрыв убегающему игроку.(рис.89)

Наиболее перспективным в современном баскетболе считается быстрый прорыв через центр, когда среднюю позицию занимает самый техничный игрок. Он доставляет мяч в зону соперника и там выбирает нужный вариант завершения атаки.(рис.90)

По боковой линии, т.е. через фланг.(рис.91)

Если в атаке быстрым прорывом принимают участие все игроки команды, т.е. переднюю линию нападающих поддерживает следующая за ними волна игроков, то говорят об эшелонированном быстром прорыве. Его цель - успешно завершить атаку против неорганизованной защиты даже в условиях численного равенства атакующих и обороняющихся. Прорыв к корзине соперников в данном случае осуществляется за счет согласованных действий всех игроков, наступающих широким фронтом и друг за другом. Эшелонированный быстрый прорыв может завершаться не только из-под корзины, но также средним и даже дальним броском, так как атакующие игроки готовы к активным действиям в борьбе за отскок в случае промаха и к последующему добиванию мяча.(рис. 92)

Позиционное нападение.

Позиционное нападение против личной защиты.

В практике баскетбола самой распространенной системой обороны является личная защита. Следовательно, для успешной игры в нападении команда должна в совершенстве освоить способы преодоления личной защиты. Как бы хорошо команда ни владела системой нападения быстрым прорывом, она не может ограничить свой арсенал атакующих средств этим видом наступательного оружия. Чаще всего в матчах баскетболистам приходится встречаться с уже организованной обороной соперников. Тут быстрый прорыв не поможет. И если не владеть умением позиционно осаждать оборонительные построения противника, то игра в нападении окажется неудачной. Смысл взаимодействий игроков при позиционном нападении сводится к тому, чтобы раскрыть лучшие качества баскетболистов, создать им такую обстановку на площадке, в которой в полной мере проявились бы сильнейшие стороны игры атакующих игроков.

История баскетбола знает немало примеров того, как команды- добивались больших успехов с помощью позиционных маневров, разумной комбинационной игры. Первыми в нашей стране продемонстрировали грамотную позиционную игру в нападении прибалтийские команды в конце 40-х - начале 50-х годов. Эстонские баскетболисты во главе с И. Лысовым умело вели осаду защитных построений соперников и добивались успехов в матчах с сильнейшими советскими клубами. Литовские спортсмены еще дальше развили умение использовать сильнейшие стороны своих игроков. У них гармонично сочетались позиционная комбинационная игра с личной инициативой атакующих. Командная организация действий не нарушалась, а, наоборот, как бы дополнялась индивидуальными усилиями игроков по преодолению личной защиты соперников. Успешное ведение позиционной осады - нелегкая задача. Для этого нужны крепкие нервы, выдержка, терпение игроков. И в то же время необходимо разумное проявление игровой инициативы. Все эти качества, взятые вместе, принято называть игровой дисциплиной. Именно игровая дисциплина позволяет баскетболистам успешно проводить в соревнованиях те взаимодействия, комбинации, которые были разучены и отшлифованы на тренировках.

Без строгой игровой дисциплины позиционное комбинационное нападение обречено на провал. После введения строгого лимита пребывания центрового под щитом противника уменьшился удельный вес атак через центрового. Роль центрового в нападении изменилась. Его главной заботой сделалась борьба под кольцом за мяч, отскочивший от чужого щита. Кроме того, центровой стал чаще помогать атакам партнеров: дальше уходить от щита, освобождая место для проходов под корзину своим товарищам, ставить для них заслоны, словом, больше участвовать в комбинационной игре. Очень большое значение для успешного проведения комбинаций имеет умение баскетболистов правильно ставить заслоны. Мало того, что игрок должен отрезать сопернику путь в наиболее уязвимое место обороны. Но и после постановки заслона атакующий обязан продолжать активные действия, например развернуться и моментально занять выгодную позицию для получения мяча или борьбы за мяч под щитом в случае отскока мяча от кольца. Мы говорим об этих, как будто бы само собой разумеющихся, вещах потому, что многие баскетболисты даже команд класса «А», а иногда и игроки сборной страны не владеют приемами правильной постановки заслонов. Техника применения заслона должна входить в школу баскетбола. Этим приемам взаимодействий нужно учить игроков с детских лет. Ведь именно заслоны ставят тактику баскетбола в особое положение по сравнению с другими видами спортивных игр. На заслонах и перемещениях строятся все баскетбольные комбинации, основывается тактика комбинационного позиционного нападения, особенно против личной системы обороны. Безусловно, при позиционном нападении важно суметь использовать сильные стороны игры своих баскетболистов. Однако не менее важно сыграть и на слабостях соперников, их физических, технических, психологических и других недостатках.

Разрабатывая план тактических действий игроков при позиционном нападении, следует учитывать не только слабые, но и сильные стороны соперников. Можно сыграть и на лучших качествах соперника, на определенной направленности его игры в обороне. Можно побудить соперника нарушить правильность защитной позиции, совершить ошибку, если как бы предложить ему воспользоваться его излюбленным приемом обороны. Например, игрок команды противника любит строить свою игру в обороне на перехватах мяча. Эту его силу иногда можно обратить в слабость, заранее спланировав контрмеры. Нападающий, владеющий мячом, может имитировать передачу мяча партнеру, занимающему не очень выгодную, ненадежную позицию. Обороняющийся, почувствовав возможность перехватить мяч, бросится наперерез мнимой передаче мяча. Но вместо паса на игрока нападающий пошлет мяч на освобождающееся место. А партнер, опекаемый этим защитником, сразу же сделает рывок к щиту.

В процессе игры стремительное нападение удается завершить далеко не всегда. Тогда хорошо организованной защите команда должна противопоставить хорошо систематизированное позиционное нападение, в котором участвуют все пять игроков. По правилам на атаку отводится только 24 секунды игрового времени. Этого достаточно чтоб разыграть заранее разученную комбинацию любой сложности и, если она сорвется, создать условие для броска со средней или дальней дистанции в позиционном нападении сформировались две системы: «Через центрового» и «без центрового». Мы рассмотрим на примере с центровым.

Нападение с одним центровым

При позиционном нападении с одним центровым атакующая команда стремится к тому, чтобы с помощью взаимодействий игроков, заслонов вывести одного из баскетболистов на такую позицию, с которой можно было бы сравнительно свободно атаковать корзину противника. Во всех комбинациях атакующий игрок выводится туда, откуда он метко бросает мяч по кольцу. Если, например, у нападающего хорош бросок со средней дистанции, то его освобождают из-под опеки соперника в радиусе 5-6 м от щита. Если игрок точно поражает цель из области штрафного броска, то взаимодействия партнеров направлены к тому, чтобы именно здесь этот игрок оказался свободным и получил мяч.

Комбинация "карусель"

В начальном расположении атакующих (см. рис.) центровой игрок 7 занимает место в области штрафного броска. Мяч у игрока заднего звена 4. Он посылает пас правому крайнему игроку 8, а сам перемещается влево, как будто собираясь поставить заслон для партнера 5. Немного зайдя за мысленную линию, проведенную вдоль площадки на центрового 7, игрок 4 резко меняет направление движения и устремляется мимо неподвижного центрового 7 в запретную зону области штрафного броска. Атакующему 4 нужно пробегать как можно ближе к партнеру, даже касаясь его, тогда опекуну будет труднее преследовать нападающего игрока Выйдя па большой скорости к щиту противника, игрок 4 ожидает передачу мяча от партнера 8. Если паса не последовало, то игрок 4 быстро возвращается назад для подстраховки тыла. На месте нападающего 8 должен находиться игрок, хорошо владеющий точными и скрытыми передачами мяча.

Следом за партнером 4, пока обороняющиеся не опомнились от нападения правого защитника атакующей команды, левый игрок заднего звена 5 тоже устремляется вперед. Он также пробегает вплотную к своему центровому, касаясь его, и также наводит на центрового своего опекуна. Если игрок 5, ворвавшись в трехсекундную зону, не получит от партнера 8 передачи мяча, то сразу же возвращается назад, чтобы освободить место под щитом и охранять тыл.

Третьим выходит под щит, опять-таки пробегая мимо центрового 7, нападающий 6. Он стремится прорваться под кольцо, но не во всякой ситуации. Если под щитом сгрудились обороняющиеся, то игрок 6 принимает передачу мяча от партнера 8 в области штрафного броска и, используя центрового 7 в качестве заслона, бросает через него мяч в прыжке. Нападающий 8 должен мгновенно оценивать игровую обстановку, чтобы вовремя послать мяч в нужное место тому из атакующих, который окажется в выгодной ситуации. Во всех трех попытках атаки при броске по корзине игроки 7 и 8 всегда идут на подбор мяча. В борьбу за мяч, отскочивший от щита противника, обычно вступает и тот игрок, который атаковал кольцо. При проведении комбинации «карусель» у игрока 8 с мячом есть возможность для проявления личной инициативы. Если опекун нападающего 8 будет слишком близко подходить к атакующему, то игрок 8 сможет, ведя мяч, сам прорваться под кольцо. А если станет далеко оттягиваться назад, чтобы подстраховывать партнеров по обороне, то нападающий 8 получит благоприятную возможность для броска по корзине в прыжке со своего места. Не следует препятствовать проявлению инициативы и игроков без мяча, когда она целенаправленна, подсказана игровой ситуацией, сложившейся в ходе проведения комбинации.

У комбинации «карусель» есть несколько вариантов. Например, центровой может располагаться не в области штрафного броска, а сбоку трехсекундной зоны, в 1 - 1,5 м от «усиков». Рассмотрим два варианта этой эффектной и эффективной комбинации.(см.рис.).

Игрок 4 передает мяч нападающему 8, а сам начинает ложное движение к опекуну партнера 5, как бы собираясь поставить перед соперником заслон. Создается впечатление, что атакующие собираются провести так называемую «тройку». Но внезапно игрок 4 меняет направление бега и врывается в трехсекундную зону. Если нападающий 8 не сможет послать партнеру 4 мяч, то игрок 4 возвращается назад для подстраховки партнеров на случай контратаки противника.

Сразу же за игроком 4 в трехсекундную зону врывается и атакующий игрок 5, а нападающий 6 оттягивается назад на его место, чтобы охранять тыл. Игрок 5 может получить мяч в непосредственной близости от щита и атаковать корзину. А если паса не последовало, то игрок 5 изменяет направление перемещения и ставит заслон для своего центрового 7. Атакующий 7, используя помощь партнера, выходит к щиту по лицевой линии. Он может войти в трехсекундную зону соперников и через ее середину.

Нападающий 8 внимательно следит за быстро меняющейся игровой ситуацией. Его задача - послать мяч партнеру, которому удастся освободиться из-под опеки соперника в непосредственной близости к корзине противника. У игрока 8 три направления возможных передач своим партнерам, и все они показаны на рисунке. После броска по корзине в борьбу за мяч под щитом вступают игроки 7, 8 и 5.

Здесь начало комбинации такое же, как и в предыдущем варианте: (см. рис.), игрок 4, отдав мяч партнеру 8, прорывается к щиту и, если не получит мяча, уходит назад на страховку тыла. Следом за игроком 4 в трехсекундную зону врываются нападающий 6 и центровой 7, которые используют помощь партнера 5, ставящего в движении заслоны опекунам атакующих игроков 6 и 7. Как и во всех вариантах «карусели», здесь успех комбинации во многом зависит от мастерства нападающего 8, который должен вовремя сделать точную передачу одному из партнеров под щит противника. За мяч, не попавший при броске в корзину, борются нападающие 6, 7 и 8, а игрок 5 оттягивается назад для охраны тыла.

"Комбинация крест"

При расположении центрового игрока атакующей команды в области штрафного броска можно проводить комбинацию «крест» (см. рис.).

В ней могут активно действовать как два защитника, так и защитник с нападающим, оттянутым назад (на нашем рисунке это игрок 8). Рассмотрим схему этой комбинации. Защитник 4 передает мяч партнеру по звену - игроку 5, а тот направляет пас в левый угол площадки нападающему 6. Защитник 4 движется к центру, одновременно с ним начинает перемещаться к центру и крайний игрок 8. Их движения должны быть точно согласованны, можно, например, стартовать по сигналу. В момент сближения с центровым игроком 7 защитник 4 ставит в движении заслон опекуну партнера 8, освобождая того из-под надзора обороняющегося. Игрок 8 обегает центрового игрока, используя и его как заслон, и врывается в трехсекундную зону.

Мгновение спустя под щит противника устремляется и игрок 4, обегая центрового 7 с другой стороны. Защитник 5 в это время охраняет тыл. Нападающий 6 выжидает удобный момент, чтобы передать мяч тому партнеру, который окажется на свободной позиции вблизи кольца противника. Игрок 8 или 4, получивший передачу мяча от партнера 6, атакует корзину и сразу же идет на подбор мяча под щитом. Вместе с ним в борьбу за мяч, отскочивший от кольца, включаются партнеры 6 и 7. А другой игрок, прорвавшийся к щиту (4 или 8) и не получивший паса, быстро возвращается к центру поля для противо­действия возможной быстрой контратаки противника. Комбинацию «крест» можно проводить и несколько по-иному: не включать в нее крайнего игрока 6, а передавать мяч центровому в область штрафного броска. Нападающий же 6 оттягивается дальше в поле, чтобы освободить больше места для действий партнеров и подстраховывать тыл.

Движение защитников к центровому с мячом (если в комбинации участвуют два защитника, а не защитник с нападающим) происходит так же, как и в предыдущем варианте. А центровой сбрасывает мяч тому партнеру, который сумеет навести опекуна на центрового и освободиться от охраны соперника. Если же ни один из защитников не останется свободным, то центровой 7 разворачивается лицом к щиту противника и либо пытается с дриблингом пройти под кольцо, либо бросает мяч по корзине из области штрафного броска.

"Два заслона для защитника"

Проводится при расположении центрового 7 на «усиках» трехсекундной зоны и при оттянутом назад крайнем игроке 8 на противоположном от центрового краю. Защитник 4 передает мяч направо нападающему 8, и в этот момент крайний игрок 6 пробегает мимо центрового, направляясь в правый угол площадки. Нападающий 8 отдает мяч партнеру 6. После этого атакующие 8 и 4 начинают движение влево, а им наперерез перемещается защитник 5, для которого и проводится вся комбинация. Двигаясь наискось вправо, защитник 5 наводит своего опекуна на заслон, поставленный атакующим 4. Не успеет опекун игрока 5 выбраться из-под одного заслона, как попадает под другой, поставленный нападающим 8.

Используя помощь товарищей, защитник 5 вбегает в область штрафного броска и получает мяч от партнера 6. Если пройти к щиту невозможно, то атакующий защитник 4 бросает мяч в прыжке примерно у линии штрафного броска.

Игроки переднего звена 8, 7 и 6 вступают в борьбу за мяч в случае его отскока от щита, а игрок 4 оттягивается назад для подстраховки тыла. Два заслона для крайнего игрока

Комбинаций с двумя заслонами для выведения на бросок крайнего нападающего может быть несколько, (см. рис.).

Мяч у Т. Левый крайний нападающий К с помощью заслона, поставленного П, ускользал из-под опеки соперника и врывался в трехсекундную зону противника. Если представлялась благоприятная возможность, то Т передавал мяч. К, а если сделать это было нельзя, то К продолжал движение вправо, подбегал к опекуну В и ставил ему заслон. В устремлялся навстречу товарищу, освобождаясь из-под надзора соперника Т, отдав мяч А, тоже смещался к углу трехсекундной зоны и ставил перед опекуном В второй заслон.

В с помощью двух партнеров оказывался свободным на своей излюбленной позиции - в области штрафного броска. А передавал В мяч, снайпер В обстреливал корзину соперников. В в этой комбинации бросал мяч по кольцу не только из штрафного круга, но и с любого другого места поля в радиусе 6 м от корзины.

А подстраховывал тыл, а К, П и выполнивший бросок В боролись за мяч под щитом в случае промаха.

Приведу еще одну комбинацию для крайнего игрока (см. рис.),

П подходил к опекуну К и ставил заслон. К начинал движение к области штрафного броска. По пути опекуну К ставил заслон еще и А. Т посылал пас к линии штрафного броска, и К оттуда атаковал корзину. После его броска к щиту соперников устремлялись П, В и сам К, а А оттягивался назад, где вместе с Т готовился остановить контратаку противника.

"Парный заслон"

Парный заслон делают почти одновременно две пары атакующих игроков. Его можно применять для освобождения как крайних нападающих, так и защитников атакующей команды. Приведем схему комбинации для защитников (см. рис.).

Центровой 7 располагается у линии штрафного броска. Один из защитников 4 направляет центровому пас, что служит сигналом для начала взаимодействий пар игроков. Крайние нападающие 6 и 8 подбегают к опекунам своих защитников и ставят перед ними заслон. Защитники атакующей команды, используя помощь товарищей, прорываются в трехсекундную зону противника. Центровой отдает одному из них мяч, а если это сделать невозможно, то сам разворачивается лицом к корзине и атакует цель броском в прыжке или с дриблингом устремляется под кольцо. Аналогично этой комбинации можно провести и такое взаимодействие пар игроков, при котором из-под опеки соперников освободятся крайние нападающие. Подобное же взаимодействие можно использовать и для того, чтобы защитники вышли на свободную позицию в угол площадки и оттуда бросали мяч по корзине противника.

Нападение против зонной защиты

В случае применения противником зонной защиты прежде всего следует уяснить, почему он это делает, в чем его слабости и как их использовать. Главные принципы действий против зонных систем защиты:

1) стараться стремительным нападением разбить зону до ее построения;

2) игрокам можно вести мяч только в проходе под кольцо для его атаки;

3) до получения мяча игрок должен занять удобную для атаки позицию обязательно лицом к корзине (это правило не распространяется на центровых);

4) если вы ставите задачу «разбить» зону изнутри, то ее предварительно следует растянуть передачами мяча по периметру с обязательными угрозами бросков по кольцу издали, а затем передавать мяч в центр;

5) если вы ставите задачу разбивать зону бросками издали и со средних дистанций, то следует «сжимать» зону передачами на линию штрафного броска и в центр с последующими откидками мяча снайперам;

6) комбинации, разученные игроками против личной защиты, в основном годятся и против зонных защит;

7) игроки должны уметь определить, когда соперник поставил зонную защиту и какую именно зону он применяет, для этого необходимо одному из игроков пробежать через центр трехсекундной зоны в угол площадки и определить, следует ли за ним соперник; если нет, то значит стоит зонная защита;

8) целесообразно создать численное преимущество над защитниками на одной из сторон площадки;

9) броски по кольцу должны следовать только из удобных, подготовленных позиций, ясных для всех членов команды;

10) в связи с тем, что зонная защита создает хорошие предпосылки для организационной контратаки, владеющая мячом команда должна позаботиться о страховке тыла;

11) при проведении комбинации против зонной защиты, требующей концентрации игроков на одной из сторон поля, следует помнить о том, что в этом случае подбор мяча будет легче осуществить с проти­воположной стороны, т.к. зона всегда смещается в сторону мяча.

Выставляя на площадку состав с одним центровым, можно успешно проводить комбинации против таких зонных построений, как 1-2-2, 2-1-2, 1-3-1, 1-1-3. Имея в составе двух центровых, удобнее разбивать зонные защиты 2-2-1, 2-3, 3-2.

Необязательно иметь комбинации против всех перечисленных зонных построений, однако нужно иметь хотя бы по одной против однотипных вариантов зоны. Целесообразно противопоставлять зонным защитам иное построение атаки. Так против зонной защиты 3-2 применять расстановку 2-3, против 1-3-1 применять 2-1-2 и т.д.

Нападение против «зоны» 2-1-2

В зонной обороне 2-1-2 уязвимыми местами являются участки площадки сбоку трехсекундной зоны и перед областью штрафного броска (рис.).

Сюда и нужно направлять главный удар при позиционном нападении.

Расскажу об одной комбинации с заслоном, направленной на преодоление зоны 2-1-2 (рис.).

Расстановка нападающих 1 - 3 -1.Игроки 4, 5 и 8 передают мяч друг другу. Им могут противодействоватьтолько двое обороняющихся,играющих в передней линии.

Поэтому трем нападающим не так уж трудно создавать благоприятную обстановку для взятия корзины броском со своего места. Во время этих передач мяча центровой 7 перемещается по лицевой линии на противоположный фланг. В соответствии с принципами зонной защиты обороняющийся 7 будет сопровождать атакующего 7 до другого защищающегося 8, а затем вернется обратно в свою зону. Игрок 4 подбегает к защитнику 8 и ставит заслон так, чтобы соперник не мог устеречь центрового 7, выходящего к углу площадки. Здесь центровой 7 получает мяч от партнера 8. Теперь центровой 7 атакующей команды может либо сам бросить мяч в прыжке по корзине противника, либо послать его партнеру 4, который, развернувшись после заслона, устремляется под кольцо. Для получения передачи мяча от центрового 7 или для борьбы за отскок мяча вперед устремляется и атакующий 5, выходящий на позицию для броска по цели с уязвимого места зонной обороны соперников с расстановкой защитников 2-1-2.

Другие зонные построения- 1-2-2, 2-2-1 и 1-3-1, - крайне редко встречаются в нашем баскетболе. Поэтому я не привожу примеров тактических комбинаций, направленных на преодоление этих вариантов зонной защиты. Нужно только сказать, что при разбитии перечисленных построений зонной защиты, как и всех других, следует главный удар направлять против уязвимых мест обороны. Слабости в оборонительных порядках соперников, применяющих зонную защиту 1-2-2, показаны на рис.

Уязвимые места в зонной обороне 2-2-1 обозначены штриховкой на рисунке.

В зоне 1-3-1 - на сл. рис.

Многие тактические комбинации против различных вариантов зонной защиты характерны для построения атакующих по схеме 1-3-1. Это очень эффективная расстановка для нападающих. Но, безусловно, зонную оборону можно успешно преодолевать и с помощью других расстановок атакующих в исходном положении. Расположение нападающих перед началом комбинации во многом зависит от ресурсов команды, от индивидуальных способностей и особенностей игры баскетболистов.

Таким образом, командное нападение включает в себя огромное количество вариантов и всегда должно выбираться исходя из имеющихся в команде игроков и использовать слабые стороны защитного варианта соперников.

Баскетбол (от англ. basket — корзина, ball — мяч) - олимпийский вид спорта, спортивная командная игра с мячом, цель в которой — забросить мяч в корзину соперника большее число раз, чем это сделает команда соперника в установленное время. Каждая команда состоит из 5 полевых игроков.

История возникновения и развития баскетбола

В 1891 году в Соединенных Штатах Америки молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Джеймс Нейсмит, пытаясь “оживить” уроки по гимнастики, прикрепил две корзины из-под фруктов к перилам балкона и предложил забрасывать туда футбольные мячи. Получившаяся игра лишь отдаленно напоминала современный баскетбол. Ни о каком ведении даже речи не шло, игроки перекидывали мяч друг другу и затем пытались закинуть его в корзину. Побеждала команда, забросившая большее количество мячей.

Через год Нейсмит разработал первые правила игры в баскетбол. Первые же матчи по этим правилам вызвали и первые их изменения.

Постепенно баскетбол из США проник сначала на Восток - Японию, Китай, Филиппины, а потом в Европу и Южную Америку. Через 10 лет на Олимпийских играх в Сент-Луисе американцы организовали показательный тур между командами нескольких городов. В 1946 году возникла Баскетбольная ассоциация Америки (БAA). Первый матч под её эгидой состоялся 1 ноября того же года в Торонто между командами Toronto Huskies и New York Knickerbockers. В 1949 году, ассоциация объединилась с Национальной баскетбольной лигой США, в результате чего была образована Национальная баскетбольная ассоциация (NBA). В 1967 году, была создана Американская баскетбольная ассоциация, которая долгое время пыталась составить конкуренцию NBA, но спустя 9 лет объединилась с ней. На сегодняшний день NBA является одной из наиболее влиятельных и известных профессиональных баскетбольных лиг в мире.

В 1932 году основана Международная федерация любительского баскетбола. В состав федерации вошли 8 стран: Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния. Швеция, Чехословакия. Исходя из названия, предполагалось, что организация будет возглавлять только любительский баскетбол, однако, в 1989 году, профессиональные баскетболисты получили допуск к международным соревнованиям, и слово «любительский» было изъято из наименования.

Самый первый международный матч состоялся в 1904 году, а в 1936 году баскетбол попал в программу летних Олимпийских игр.

Правила баскетбола (кратко)

Правила игры в баскетбол неоднократно менялись вплоть до 2004 года, когда оформился окончательный вариант правил, который считается актуальным до сегодняшнего дня.

  1. В баскетбол играют две команды. Обычно команда состоит из 12 человек, 5 из которых являются полевыми, а остальные считаются игроками на замену.
  2. Ведение мяча в баскетболе . Спортсмены, владеющие мячом, должны передвигаться по полю, ударяя им в пол. В противном случае будет засчитан «пронос мяча», а это нарушение правил в баскетболе. Случайное прикосновение к мячу отличной от руки частью тела не считается нарушением, в отличие от целенаправленной игры ногой или кулаком.
  3. Баскетбольный матч состоит из 4 периодов или таймов, но время каждого тайма (время игры) разнится в зависимости от баскетбольной ассоциации. Так, например, в NBA матч состоит из 4 таймов по 12 минут, а в FIBA каждый такой тайм длится 10 минут.
  4. Между периодами предусмотрены короткие перерывы, а между вторым и третьим периодом время перерыва увеличено.
  5. Заброшенный в корзину мяч может приносить разное количество очков своей команде. Если мяч заброшен во время штрафного броска, то команда зарабатывает 1 очко. Если мяч заброшен со средней или близкой дистанции (ближе 3-х очковой линии), то команде дается 2 очка. Три очка зарабатывает команда, если мяч заброшен из-за трехочковой линии.
  6. Если в основное время обе команды набрали одинаковое число очков, то назначается 5 минутный овертайм, если и он закончился в ничью, то назначается следующий и так до тех пор, пока не будет определен победитель.
  7. Правило 3 секунд - правило, которое запрещает любому игроку атакующей команды находиться в зоне штрафного броска более трех секунд.
  8. Правило двух шагов в баскетболе . Игроку разрешается сделать только два шага с мячом, после чего он должен либо произвести бросок, либо отдать пас.

Баскетбольное поле

Игровое поле для баскетбола имеет прямоугольную форму и твердое покрытие. Покрытие площадки не должно иметь никаких изгибов, трещин или любых других деформаций. Размер площадки для баскетбола должен составлять 28 метров в длину и 15 метров в ширину (стандарт). Высота потолка должна быть не меньше 7 метров, а на профессиональных площадках потолки поднимают на высоту 12 метров и выше. Свет на поле должен быть сделан так, чтобы не мешать передвижению игроков и должен равномерно охватывать всю площадку.

До конца 60-х годов турниры можно было организовывать под открытым небом. Однако сейчас баскетбольные матчи проводятся только на закрытых площадках.

Разметка площадки

  1. Ограничивающие линии. Проходят по всему периметру площадки (2 короткие лицевые линии и 2 длинные боковые).
  2. Центральная линия. Проводится от одной боковой линии к другой и при этом она параллельна к лицевым линиям.
  3. Центральная зона представляет собой круг (радиус 1,80 м) и расположена ровно в центре баскетбольного поля.
  4. Трехочковые линии представляют собой полукруги радиусом 6,75 м, проведённые до пересечения с параллельными (лицевыми) линиями.
  5. Линии штрафного броска. Линия штрафного броска наносится длиной 3,60 м параллельно каждой лицевой линии так, чтобы её дальний край располагался на расстоянии 5,80 метров от внутреннего края лицевой линии, а её середина находилась на воображаемой линии, соединяющей середины обеих лицевых линий.

Баскетбольный мяч

Баскетбольный мяч имеет сферическую форму, выкрашен в утвержденный оттенок оранжевого цвета и имеет рисунок в виде восьми вставок и черных швов.

Размеры баскетбольного кольца и щита

Высота баскетбольного кольца от уровня пола составляет 3,05 метра (стандарт). Диаметр кольца для баскетбола колеблется от 45 см до 45,7 см. Само кольцо должно быть выкрашено в ярко оранжевый цвет. К кольцу крепится специальная сетка диной 40-45 см. Баскетбольное кольцо расположено на расстоянии 15 см от щита.

Баскетбол - командная игра, в которую играют 5 человек.

Главное в баскетболе - результативный бросок. Именно в нем смысл и цель игры: побеждает команда, игроки которой большее число, раз забросят мяч в кольцо соперников. Все остальные элементы техники призваны создавать наилучшие условия для результативного броска.

Рассмотрим основные элементы техники баскетбола.

Держание броска выполняется двумя руками с широко расставленными пальцами, уверенно охватывающими мяч со всех сторон.

Ловля мяча . Проще поймать мяч, не сильно летящий навстречу игроку на уровне его подбородка. Для этого следует сделать к мячу небольшой шаг любой ногой, вытянуть к мячу прямые и перенапряженные руки с широко («воронкой») расставленными пальцами. Большие пальцы при этом направлены друг к другу и сближены до 3-5 см (при ловле сильно летящего мяча это предупреждает от проскальзывания мяча между руками и от попадания мяча в лицо).

В момент прикосновение мяча к пальцам руки слегка сгибаются, амортизирующим движением перевода мяч к груди. Ловля высоко летящего мяча осуществляется аналогичным способом с той лишь разницей, что амортизирующее движение, гасящее скорость полета мяса, выполняется сверху-спереди, после чего мяч также опускается к груди.

Наибольшую трудность представляет ловля мяча, летящего вслед бегущему игроку (применяется при атаке быстрым прорывом). Не снижая скорости, выполняют небольшой поворот плеч и головы в сторону ожидаемого мяча. Одновременно в эту же сторону выставляется дальняя от мяча рука. При касании пальцев мяч загребающим движением подтягивается к себе и подхватывается другой рукой.

Передача мяча. Передачи выполняются партнеру, свободному от опеки соперников, находящемуся в местах, наиболее удобных для бросков мяча по кольцу соперника.

Чаще выполняется передача мяча двумя руками от груди. Ее преимущества заключаются в том, что, во-первых, в исходном положении мяч удерживается двумя руками в хорошо защищенном от соперника месте и, во-вторых, эта передача наиболее точная и надежная, ее можно выполнять как стоя на месте, так и при движении.

В игре чаще применяется передача двумя руками снизу после остановок и поворотов. Мяч при замахе опускается к колену и отводится назад к бедру, после чего резким движением двух рук с одновременным шагом вперед посылается в нужном направлении. Передача эффективна при обыгрывании высокорослого соперника. Двумя руками можно осуществлять передачи сверху, сбоку, от головы.

Передача одной рукой от плеча применяется, когда надо передать мяч быстро и далеко.

Передача одной рукой снизу. При этом способе ноги и руки в момент замаха работают также, как и при передаче двумя руками снизу.


Одной рукой выполняется также передача «крюком» - широким дугообразным движением над головой.

Передача отскоком от площадки - применяется против подвижного и ловкого соперника, способного прервать передачу и завладеть мячом. Передачу отскоком можно выполнять как двумя, так и одной рукой. Основные условия при этом: толчок мяча должен быть сильным, а точка отскока всегда должна быть ближе к принимающему мяч и дальше от передающего.

Ведение мяча (дриблинг) - важный элемент техники баскетбола, т.к. позволяет игроку, владеющему мячом, не нарушая строгих баскетбольных правил, выходить на удобную для атаки позицию, приближаться к кольцу и забрасывать мяч. Ведение мяча осуществляется толчками мяча в пол (площадку) упругими движениями пальцев (но не шлепками по мячу).

Отбор мяча сначала выполняется не активно, но по мере улучшения дриблинга все более агрессивно и настойчиво. Это упражнение является отличным средством для совершенствования качества дриблинга.

Остановки и повороты позволяют не потерять мяч при встрече с агрессивно играющем соперником, дают возможность оценить ситуацию и выбрать лучший вариант ля передачи мяча. Остановки выполняются или двумя последовательными шагами (на два счета), или одновременным приземлением на две ноги (прыжком). Повороты после остановки прыжком разрешается делать на любой ноге; после остановки на два счета - только на осевой ноге; осевой считается нога, поставленная на площадку первой.

Броски мяча в кольцо.

Без результативных бросков нельзя победить даже слабую команду.

Бросок двумя руками от груди выполняется после короткого петлеобразного замаха быстрым, но мягким набрасыванием мяча на кольцо по нужной траектории.

Бросок двумя руками снизу в настоящее время применяется не часто, хотя он прост в исполнении и результативен при штрафных бросках.

Бросок двумя руками сверху во многом сходен с броском от груди с той разницей, что в исходном положении мяч удерживается выше лба, а локти согнутых рук подняты на уровень лица и направлены вперед - в стороны. Особенно эффективен этот бросок в прыжке, т.к. высокое положение мяча затрудняет перехват его в полете. Бросок часто осуществляется при добивании мяча, отскочившего от щита.

Бросок одной рукой от плеча по характеру подготовительных движений и по работе ног сходен с броском двумя руками от груди.

Бросок одной рукой сверху выполняется аналогично предыдущему, но мяч при замахе в этом случае поднимается выше и выбрасывается от головы (ото лба). Ноги при этом работают так: при броске правой рукой надо оттолкнуться левой ногой, и наоборот.

Бросок «крюком» выполняется широким дугообразным движением одной руки. Бросок «крюком» обычно выполняется из положения, стоя спиной или боком к щиту, при получении мяча на своей точке. Бросок «крюком» эффективен против высокорослых защитников. Преимущества этого броска в том, что длинная траектория замаха и высокая точка выбрасывания мяч отдалены от защитника и закрыты телом бросающего игрока.

Загрузка...