rbatpro.ru

Подготовительные упражнения в воде поплавок. Обучение плаванию — базовые техники плавания! Упражнение «Игра с песком»

Упражнения на релаксацию необходимо знать и применять на практике для того, чтобы управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у них возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Поэтому педагог должен помочь детям.

Для управления процессами возбуждения необходимо научить детей расслаблять мышцы. Также необходимо учить их чувствовать напряжение, снимать его, расслабляя определенные группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения, нормальной жизнедеятельности органов пищеварения и облегчают дыхание. Именно поэтому релаксационные упражнения очень важны, особенно в младшем школьном возрасте. Их можно проводить на любом уроке, на перемене в течение 3­5 минут.

Упражнение «Плывем в облаках»

Цель:

Педагог:

«Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь в каком­нибудь прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх, на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.

Во время вдоха вы начинаете легко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше, на самую верхушку облака, и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака.

Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам не хочется шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли… Наконец, вы оказались на земле, а ваше облако вернулось на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».

Упражнение «Воздушные шарики»

Цель:

Педагог:

«Сядьте поудобнее, закройте глаза… Представьте, что вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, и вы становитесь очень легкими. Ваше тело становится легким и невесомым. И ручки легкие, и ножки легкие. Воздушные шарики поднимаются выше и выше.

Дует теплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… Лететь очень приятно. Вам легко и спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок.

Но вот пришла пора возвращаться домой. Улыбнитесь этому ветерку. И вот вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза».

Упражнение «Черепаха»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от общего напряжения.

Педагог:

«Упражнение делается лежа на парте. Представьте, что вы маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке или мягкой травке возле прозрачного ручейка, реки, озера или моря, где вам больше нравится. Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая.… Вдруг появилась холодная тучка и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь. Напрягите спину, слегка выгибая ее – это ваш панцирь. Напрягите шею, руки и ноги. Попытайтесь втянуть их под ваш панцирь.

Туча улетает! Опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась. Ее шея, ручки и ножки стали теплыми, мягкими и медленно появляются из­под панциря».

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

Цель: избавиться от напряжения.

Педагог:

«Занимаем исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз, будто стряхиваем воду с пальцев».

Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Упражнение «Морская звезда»

Цель: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение.

Педагог:

«Закройте глаза и представьте место, где вы больше всего любите отдыхать. Там вы всегда хорошо и безопасно себя чувствуете. Представьте, что находитесь в этом месте и делаете то, что вам хочется».

В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз и глубоко вдохнуть.

Упражнение «Медуза»

Цель:

Педагог:

«Сидя на стуле, совершайте плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде».

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную музыку.

Упражнение «Деревянные и тряпичные куклы»

Цель: расслабиться.

Педагог:

«Движения помогают вам осознавать напряженное и ненапряженное состояние мышц тела. Поэтому сейчас мы будем изображать деревянных кукол. Напрягите мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук. Сделайте пару резких поворотов всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

А теперь будем подражать тряпичным куклам. Снимите напряжение в плечах и корпусе, пусть ваши руки теперь висят, будто тряпичные».

В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.

Упражнение «Лентяи»

Цель:

Педагог:

«Сегодня вы много занимались и играли. Наверное, вы устали. Я предлагаю немного полениться.

Сядьте поудобнее, закройте газа… Представьте, что вы – настоящие лентяи. Нежитесь на мягком­мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все тело. Вы отдыхаете, ленитесь, нежитесь, наслаждаетесь покоем. Отдыхают ваши руки, ноги и все тело…

Приятное тепло охватывает все тело. Вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойное. Руки, ноги и все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет изнутри. Вы отдыхаете, вы нежитесь. Приятная лень разливается по всем телу.

Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Теперь вы чувствуете себя отдохнувшими. Вы чувствуете себя бодрее, не правда ли?»

Упражнение «Водопад»

Цель: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение.

Педагог:

«Представьте, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно.

Но водопад наш необычен, вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Представьте, что вы стоите под этим водопадом. Почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, шее… Белый свет течет по вашим плечам, помогает им расслабиться…

Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя спокойно. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией».

Упражнение «Озорные щечки»

Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия.

Педагог:

«Наберите воздух, сильно надувая щеки. Задержите дыхание, медленно выдохните воздух, как бы задувая свечу. Расслабьте щеки. Затем сомкните губы трубочкой, вдохните воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабьте щеки и губы».

Повторите упражнение 5­6 раз.

Упражнение «Рот на замочке»

Цель:

Педагог:

«Сожмите губы так, чтобы их не было видно. Представьте, что вы как будто закрываете рот на замочек. Затем расслабьте их.

Теперь выполним упражнение еще раз, повторяя за мной: «У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4 – 5 с). Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю».

Упражнение «Любопытная Варвара»

Цель расслабиться, избавиться от чувства дискомфорта.

Педагог:

«Занимаем исходное положение: станьте, ноги – на ширине плеч, руки опущены, смотрите прямо перед собой. Поверните голову максимально влево, затем вправо. Сделайте вдох и выдох. Движение повторяем по два раза в каждую сторону. Затем возвращаемся в исходное положение, расслабляем мышцы. Давайте выполним упражнение еще раз, повторяя за мной: «Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед, тут немного отдохнет» .

Поднимаем голову вверх, смотрим на потолок как можно дольше. Затем возвращаемся в исходное положение, расслабляем мышцы. Выполним это движение еще раз, повторяя за мной: «А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! Возвращаемся обратно, расслабляемся приятно».

Медленно опускаем голову вниз, прижимаем подбородок к груди. Затем возвращаемся в исходное положение, расслабляем мышцы. Выполним упражнение еще раз, повторяя: «А теперь посмотрим вниз: мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно, расслабляемся приятно ».

Упражнение «Драгоценность»

Цель:

Педагог:

«Представьте, что вы держите в кулачках что­то очень ценное, дорогое для вас. А кто­то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче. Даже косточки заболели и кисти начинают дрожать…

Но вот обидчик ушел. Вы разжимаете кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… Отдохните…

Но вот кто­то снова хочет забрать то, что находится у вас в кулачке. Он не должен заметить, что там что­то есть! Крепко­крепко сожмите свою драгоценность. А теперь расслабьтесь, опасность позади. Вы снова сумели защитить свое сокровище!»

Упражнение «Дождь в лесу»

Цель: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение.

Педагог:

«Станьте в круг друг за другом и представьте, что вы превращаетесь в лесные деревья. В лесу светит солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко­высоко тянутся своими веточками, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).

Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. А деревья крепко держатся корнями, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног).

Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые дождевые капли (дети кончиками пальцев касаются спины впереди сидящего товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами).

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильного удара дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам друг друга).

Ура! Появилось солнышко! Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя. Они чувствуют себя бодрыми, свежими и радостными».

Упражнение «Птички»

Цель: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение.

Педагог:

«Представьте, что вы маленькие птички. Вы летаете по душистому летнему лесу, вдыхаете его ароматы и любуетесь его красотой. Вы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева.

Подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь.

Теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке. Вы отдыхаете и чувствуете себя прекрасно!

Отдохнувшие, полные сил и энергии, продолжаем работать».

Упражнение «Волшебный сон»

Цель: расслабиться, ощутить покой, приобрести способности управлять своими мыслями.

Педагог:

«Ложитесь на пол. Руки вдоль тела, глаза закрыты. Начинается игра «Волшебный сон». Но вы заснете не по настоящему, будете все чувствовать и слышать, но не будете разговаривать, двигаться и открывать глаза, пока не проснетесь. Внимательно слушайте и повторяйте мои слова про себя. Спокойно отдыхайте. Пусть каждому приснится хороший и добрый волшебный сон.

Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышим легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают…Ноги тоже отдыхают… Отдыхают, засыпают… Отдыхают, засыпают… Шея не напряжена, а расслаблена… Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется. Все чудесно расслабляется. Дышать легко, ровно, глубоко. Напряжение улетело и расслаблено все тело. Будто мы лежим на травке, на зеленой, мягкой травке. Греет солнышко сейчас. Ноги теплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко. Все мы теплые и вялые, и нисколько ни усталые. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулаки сжимаем, их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Все! Открыть глаза и встать».

Упражнение «Полет бабочки»

Цель: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение, расслабиться, ощутить покой, приобрести способности управлять своими мыслями.

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.

Педагог:

«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Перед вами – великолепная бабочка, порхающая с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Они легки и грациозны.

Вообразите, что вы – бабочка. У вас красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

Взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый яркий цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат этого цветка. Медленно и плавно садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… откройте глаза. Расскажите и своих ощущениях».

Упражнение «Отдых на море»

Цель: расслабиться, избавиться от чувства дискомфорта.

Педагог:

«Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости обхватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги.

Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».

Упражнение «Палуба»

Цель: снять мышечное напряжение, привести нервную систему и психику в состояние покоя.

Педагог:

«Представьте себя на корабле. Корабль качает. Чтобы не упасть, нужно широко расставить ноги, прижать их к полу, а руки сцепить за спиной.

Качнуло палубу! Перенесите массу тела на правую ногу, прижмите ее к полу. Ваша правая нога напряжена, а левая расслаблена, немного согнута в колене и носком касается пола. Выпрямитесь и расслабьте ноги.

Качнуло в другую сторону! Прижмите левую ногу к полу. Она напряжена, а правая, наоборот, расслаблена, чуть согнута в колене и касается пола носком. Выпрямитесь. Сделайте глубокий вдох и выдох».

Повторите упражнение несколько раз. Можно повторять следующее: «Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем».

Упражнение «Игра с песком»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от напряжения.

Педагог:

«Представьте, что вы сидите на берегу моря. Вдохните и наберите в руки песок. Задерживая дыхание, сильно сожмите пальцы в кулак и старайтесь удержать песок. Выдохните, посыпая колени песком, постепенно разжимая пальцы. Расслабьтесь и опустите руки вдоль тела».

Упражнение необходимо повторить 2­3 раза.

Упражнение «Улыбка»

Цель: расслабиться, избавиться от чувства дискомфорта.

Педагог:

«Представьте, что перед вами рисунок красивого солнышка, которое широко улыбается. Улыбнитесь солнышку! Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Улыбнитесь несколько раз, с каждым разом улыбаясь все шире. Почувствуйте, как растягиваются ваши губы и напрягаются мышцы щек…

Дышите и улыбайтесь… Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».

Упражнение «Качели»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от общего напряжения.

Педагог:

«Представьте теплый летний день. Ласковое солнышко гладит вас, вы чувствуете его прикосновения своей кожей. Мимо пролетают бабочки. Они решили сеть к вам на брови! Наверное, хотят повеселиться и покачаться на ваших бровях, как на качелях. Ну и пусть! Двигайте бровями вверх и вниз.

Бабочки улетели. Вы снова чувствуете своей кожей только тепло летнего солнышка. И вот вы слышите, как летит стайка стрекоз. Наверное, бабочки рассказали стрекозам, что на ваших бровях можно покачаться, как на качелях, поэтому они прилетели повеселиться и садятся к вам на брови. Помогите им, подвигайте бровями вверх и вниз!

Но вот и стрекозы улетели. Лучики летнего солнца приятно касаются вашего лица. Вспомните, как веселились бабочки и стрекозы, и улыбнитесь».

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,

Поплескаться, поиграть в воде в мяч, поплавать - что может быть приятнее в жаркий летний день! Умение плавать позволяет сделать отдых разнообразным, полезным и содержательным. Если ребенок умеет плавать, его спокойно можно отпустить в увлекательное путешествие на яхте или байдарке, заняться с ним рыбной ловлей или отправиться в туристический поход по живописным берегам извилистой речки.

Польза плавания для детей

Занятия плаванием развивают у детей смелость, инициативу, самообладание, приучают ориентироваться в незнакомой обстановке, воспитывают уверенность в своих силах. В случае опасности умеющий плавать не только поможет себе, но и выручит из беды друга.

Плавание чрезвычайно полезно и для гармоничного физического развития ребенка . В результате благоприятного сочетания воды, воздуха, солнечных лучей и активных движений во время плавания укрепляются мышцы и нервная система ребенка, развиваются его органы дыхания, активизируется обмен веществ. Плавание способствует формированию хорошей осанки и закаливанию детского организма.

Но, несмотря на пользу плавания, еще очень многие родители всячески «оберегают» детей от воды, не разрешают им купаться, не учат их плавать. И это не удивительно, ведь многие взрослые сами не умеют плавать. Им, конечно, трудно представить, что обучение детей плаванию практически может быть организовано в каждой семье. Для этого родителям даже не обязательно уметь плавать, так как вначале обучение проводится на мелком, безопасном месте. Поэтому, ознакомившись с простейшими требованиями организации и методами обучения детей плаванию, а также с мерами обеспечения безопасности на воде, каждый из родителей с большим успехом может и должен заняться этим чрезвычайно полезным и нужным делом. Кроме того, не следует забывать, что научиться плавать никогда не поздно: очень хорошо, если вместе с детьми овладеют плаванием и родители.

Где лучше учить ребенка плавать?

Обучать детей плаванию можно на любом неглубоком месте реки, озера, пруда, моря. Лучше всего заниматься всегда в одном и том же знакомом месте. Перед занятием следует предварительно тщательно осмотреть дно: оно должно быть плотным, пологим, без ям или вбитых в дно кольев. Дно следует очистить от крупных камней, водорослей, палок, коряг и других посторонних предметов.

Глубина водоема в месте обучения детей плаванию не должна быть больше, чем по пояс или по грудь ребенку. Детям указывают, до каких пределов в глубь водоема им разрешено передвигаться, и строго следят за выполнением этого требования. Плохо плавающим детям надо разрешать плавать только вдоль берега. Взрослые во время купания детей должны находиться между ребенком и глубокой частью водоема.

Правила обучения плаванию детей:

  • Заниматься с детьми следует каждый день.
  • Продолжительность занятий постепенно надо увеличивать от 3-5 до 15-20 минут при достаточно теплой воде (20-22 градуса) и сравнительно высокой температуре воздуха (25-27 градусов).
  • Нельзя разрешать детям долго купаться натощак или тотчас после принятия пищи.
  • Даже при легком недомогании - головной боли, незначительном ознобе, кашле, при отсутствии аппетита или плохом сне - надо запрещать детям входить в воду.
  • При обучении плаванию добивайтесь, чтобы ребята сознательно овладевали новыми движениями.
  • Хорошо, если перед началом обучения дети вместе с родителями посетят водную станцию или бассейн и посмотрят, как плавают их сверстники, Наглядные примеры ускорят и облегчат обучение.

С какого возраста учить ребенка плавать?

В наше время разработаны методики грудничкового плавания, согласно которым детей учат плавать чуть ли не с рождения. Если родители считают, что слишком рано учить ребенка плавать в столь юном возрасте , можно начать подготавливать детей к плаванию с трех-четырехлетнего возраста, приучая к воде купанием, простейшими играми и забавами.

В пять лет ребенка знакомят с некоторыми элементами плавания (выдох в воду, скольжение, движение ног), учат держаться на поверхности воды и проплывать хотя бы несколько метров. Детям прививают вкус к занятиям и играм в воде, воспитывают у них желание научиться плавать.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте совершенствуются умение держаться на воде и все подготовительные к плаванию движения, увеличивается постепенно проплываемое расстояние. В это время можно переходить к обучению детей плаванию каким-либо определенным стилем. Чаще всего - это плавание на груди и на спине (кролем).

Конечно, это только очень приблизительное распределение требований, которые предъявляют детям разного возраста. Тут важно другое:

Упражнения для обучения плавания для детей

В каком бы возрасте ни начинали учить ребенка плавать , надо его сначала путем различных упражнений и игр приучить к воде : научить смело входить в воду, свободно и непринужденно передвигаться а ней, погружаться с головой. Ребенок должен держаться на воде, выполнять различные предшествующие плаванию упражнения.

Только после этого можно обучать плаванию определенным стилем (кролем, брассом и т. д.) Соблюдая строгую последовательность в нарастании сложности педагогических задач, можно добиться положительных результатов при обучении плаванию. Ни в коем случае нельзя, как это еще иногда, к сожалению, практикуется, умышленно сталкивать ребенка в воду. Нельзя надеяться, что ребенок поплывет самостоятельно, подчиняясь инстинкту самосохранения. Этим можно вызвать у ребенка страх и навсегда отбить охоту учиться плавать.

В начале обучения взрослый должен находиться в воде вместе с ребенком. Если то или иное упражнение не получается у ребенка или он боится его выполнить, окажите ему помощь: поддержите за руки, голову, за спину или грудь.

  1. С самых первых занятий надо научить ребенка правильно погружаться в воду. Погружаясь с головой, дети сначала задерживают дыхание на вдохе, а в дальнейшем постепенно, не торопясь, выдыхают воздух в воду. При правильном выполнении упражнения на поверхности воды появляются бурлящие пузырьки. Для того чтобы лучше ориентироваться, можно открыть под водой глаза и осмотреться.
  2. Чтобы ощутить поддерживающую силу воды и освоить горизонтальное положение тела, надо практиковаться в скольжении на груди и спине. Это упражнение называется «Водяная стрелка»:

Выполняется оно следующим образом. Ребенок входит в воду (глубина по пояс), становится лицом к берегу, поднимает руки вперед-вверх, делает глубокий вдох и, слегка присев, энергично отталкивается от дна и падает на воду. Тело ребенка выпрямлено, руки и ноги вытянуты, кисти сложены вместе ладонями вниз, голова опущена в воду. Во время скольжения на груди выдыхать надо в воду. Повторять это упражнение нужно ежедневно, стараясь скользить все дальше и дальше. Умение скользить по поверхности воды - это первый шаг к плаванию.

Научиться держаться на поверхности воды помогают и другие упражнения. Наиболее распространенные из них - «Поплавок» и «Медуза».

3. Упражнение «Поплавок» выполняется следующим образом:

Стоя в воде (глубина воды по грудь), ребенок делает глубокий вдох и, задержав дыхание, погружается под воду с головой. Под водой он сильно сгибает ноги, охватывает руками голени и подтягивает колени к груди, нагнув голову как можно ближе к коленям. В этом положении ребенок всплывает «поплавком» на поверхность воды и плавает некоторое время (считая до десяти), не изменяя положения тела, рук, ног и головы. Потом спокойно встает на дно.

4. Упражнение «Медуза» обычно проводится на более мелком месте, где глубина воды по пояс:

Это упражнение отличается от предыдущего тем, что, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, ребенок наклоняется вперед и свободно ложится на воду не сгибая при этом рук и ног. Тело ребенка сначала немного погружается в воду, затем всплывает. Ребенок лежит на воде без движений. Сосчитав до десяти, он встает.

5. Одновременно с этими упражнениями предложите ребенку разучивать движения ногами. Движения ногами помогают пловцу удерживать тело в горизонтальном положении и способствуют его продвижению вперед. Ознакомиться с ними можно, сидя на берегу, потом ложа в воде на мелком месте, упираясь руками в дно и свободно выпрямив ноги:

Движения должны быть плавными, без напряжения, ритмичными и не очень быстрыми, с амплитудой движения вверх - вниз около 40 см.

Слегка повернутые во внутрь ступни все время находятся под водой, и только пятки (носки) немного выступают на поверхность воды и вспенивают ее.

6. Движения ногами в дальнейшем совершают при скольжении на груди и на спине, а также держась за гладко обструганную доску или за надутый резиновый круг, мяч и т. д.:

Плавая с поддерживающим на воде предметом, дышать надо равномерно, вдыхать быстро, широко открыв рот, выдыхать в воду медленно.

7. После того как ребенок освоит движения ног, надо научить его самостоятельно удерживаться на поверхности воды, сначала произвольно, а затем и правильно работая руками. Следует, чтобы ребенок плавал медленно, не делал резких движений.

Гребок следует начинать прямой рукой, заканчивая его у бедра. Грести надо плавно, без торопливости, выносить в конце гребка руку локтем вверх и вновь вытягивать ее вперед. Гребки совершаются попеременно: когда одна рука гребет, другая - вытягивается вперед:

На каждый гребок - три-четыре попеременных движения ногами.

Первое время дети должны плавать, задерживая дыхание на вдохе или с постепенным выдохом в воду. Проплыв так 8-10 м, ребенок должен встать, сделать вдох и опять поплыть дальше. Позже научите ребенка делать вдох в тот момент, когда одна рука вынимается из воды, перед тем как пронести ее по воздуху, а выдох - когда эта же рука гребет. В этом случае голову для вдоха над с поворачивать в сторону.

Разрешайте детям плавать и не вынимая рук из воды, а также на спине. Многие дети легче осваивают эти способы плавания.

Систематически выполняя приведенные упражнения, каждый ребенок к концу лета будет уверенно держаться на воде и научится плавать.

Чтобы избежать однообразия при занятиях плаванием, следует широко использовать различные игры и развлечения в воде.

«Медвежонок в берлоге»

Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.

Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу, удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок.

Педагог.

Медведь в берлоге сладко спит И шумно, на весь лес сопит.

Дети выполняют 8-12 шумных вдохов.

Выдох произвольный.

«Страшный сон мышонка»

Цель. Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.

Описание. В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.

Педагог.

Как дышит мышка-крошка, Коль снится злая кошка?»

Дети дышат поверхностно и учащенно.

«Заячьи бега»

Цель. Стимулировать глубокое, частое дыхание.

Описание. Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.

«Великан»

Цель: Формировать вертикаль позвоночника.

Педагог. Дети, представьте, что сенсорная комната - это пещера гномов, добывающих самоцветы. Светильники не способны показать нам все великолепие драгоценных камней, сокрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху давит каменный потолок. Каждый из вас - могучий великан, который с радостью помогает гномам удерживать этот каменный свод. Вы уверены в своих силах, и это видно по вашим телам. Вы очень прямые и высокие, живот втянут, головой вы устремлены вверх, тянетесь макушкой, плечами все выше и выше! Вы становитесь выше и стройнее. Почувствуйте, как вы красивы, могучи и надежны. Все самоцветы подземелья у ваших ног. Гномы благодарят вас за помощь маленьким труженикам. И вы делаете это для них с радостью и любовью.

«Медуза»

Цель. Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.

Описание. Дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.

Педагог.

я лежу на спине,

Как медуза на воде. Руки расслабляю,

В воду опускаю.

На сигнал «Шторм» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети снова расслабляются, ложатся свободно.

«Чайка»

Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху согласовывать ритм дыхания с движениями рук.

Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине.

Педагог.

Спокойно на спине лежу, Как чайка, медленно летаю. Ладонями в воде скольжу:

Вверх - вдох, на выдох опускаю.

Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.

«Ленивец»

Цель. Удерживать позу общего расслабления.

Описание. Дети ложатся животом на мячи-гиганты.

Педагог.

Я ленивец, милый, славный, Неуклюжий и забавный. Вишу на ветке целый день. Даже и висеть мне лень.

«Отдых»

Цель. Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса.

Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхают. опустив голову на грудь. Педагог осуществляет контроль за качеством расслабления детей.

«Полосканue»

Цель. Учить выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление.

Описание. Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу), и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг.

Педагог.

Руки в бассейн опущу, Тщательно прополощу. Ну, а потом по порядку Выну, стряхну, разотру.

«Гора»

Цель. Развивать силу и амплитуду

движений мышц плечевого пояса.

Описание. Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу.

Педагог.

Это, конечно, не Эверест

Гору нагреб я руками.

Горы покруче, наверное, есть.

Попробуйте, сделайте сами!

«Буратино удивляется»

Цель. Активизировать мышцы плечевого пояса.

Описание. Дети сидят на мячахгигантах.

Педагог.

Удивляется полено:

Папа Карло, где колено? Поднимает плечики, Смотрит так доверчиво.

Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо.

«Колобок»

Цель. Формировать плавность и амплитуду движения мышц шеи.

Описание. Дети сидят на мячах-гигантах.

Педагог.

Покатился колобок

С левого на правый бок. А потом на спинке, Будто по тропинке.

Начинать учить детей плаванию можно с 5-6 лет. Плавание способствует закаливанию организма, развивает легкие, укрепляет сердце и воспитывает смелость у детей.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста лучше начинать летом. Однако задолго до лета нужно разучивать подготовительные движения на суше, чтобы ребенок был готов к упражнениям в воде.

Упражнения для обучения плаванию детей — на суше:

Эти специальные упражнения имитируют первые движения в воде. Взрослым нужно следить, чтобы ребенок правильно выполнял все рекомендуемые упражнения.

  1. Встать прямо. На счет 1-2 ребенок поднимается на носки, руки поднимает через стороны вверх ладонями вперед, сначала левую руку, затем таким же движением поднимает правую руку, чтобы большие пальцы рук прикоснулись друг к другу – сделать вдох. На счет 3-4 опускает через стороны сначала левую руку, затем – правую, принимает исходное положение, делает выдох. Выполнить 6-8 раз.
  2. Встать прямо. На счет 1-4 выполнять прямыми руками круговые движения назад, делает вдох. На счет 5-8 делает круговые движения вперед, выдох. Голову держать прямо, круговые движения руками выполнять с максимальной амплитудой. Повторить 2-4 раза.
  3. Встать, наклонить вперед туловище, левая рука вверху ладонью вперед, правая – у бедра. Прямыми руками попеременно выполнять круговые движения вперед, как при плавании способом «кроль». На счет 1-4 поднять голову, смотря вперед, сделать вдох, на счет 5-8 опустить голову, делая выдох. Выполнить 4-6 раз.
  4. Сесть на пол, наклониться назад, опираясь на локти. Приподнять прямые ноги, развести их на 30-40 см между ступнями, оттянуть и слегка повернуть внутрь носки, производить встречные движения, как при плавании способом «кроль», дыхание не задерживать. Выполнить 4-6 раз по 10-15 секунд.
  5. Лечь на спину. На счет 1-2 согнуть в коленях ноги, руками взяться за голени и плотно прижать их к груди, одновременно наклоняя голову и прижимая к груди подбородок, сделать выдох, на счет 3-4 вернуться в исх. положение, делая вдох. Повторить 6-8 раз.
  6. Встать на колени, прямыми руками опереться о пол. Сгибая руки касаться грудью пола 5-6 раз, голову не опускать. Выполнить 3-4 подхода.
  7. Встать, затем приседать на носки, поднимая руки через стороны вверх, ладони вперед, большие пальцы касаются друг друга, голову держать прямо – выдох. Вернуться в исх. положение – вдох. Сделать 5-6 приседаний. Повторить 2-4 раза.
  8. Прыжки на носках: попеременно хлопая руками то над головой, то за спиной. Дышать свободно. Выполнить 20-30 прыжков.
  9. Ходьба в течение 30-40 секунд.

Обязательно после занятий принять душ или растереть тело влажным полотенцем. Обтирание и обливание подготовит кожу ребенка к охлаждению во время купания в водоеме.

Если обучение плаванию дошкольников проводится в естественном водоеме, тогда нужно выбрать место с чистой водой, ровным дном, не быстрым течением, с глубиной воды не больше 30-50 см, а при купании детей – глубина воды не должна превышать 60-80 см в 2-3 метрах от берега.

Приучайте ребенка соблюдать определенные правила купания в водоемах:

— заранее сходить в туалет,

— начинать купаться можно только через час после еды,

— входя в воду, сначала нужно намочить водой лицо и под мышками.

Продолжительность купания в первые дни ограничивается 2-5 минутами и постепенно доводится до 10-20 минут. Если у ребенка посинели губы, он дрожит, его немедленно нужно вывести на берег, растереть полотенцем и одеть в сухую одежду.

Упражнения для обучения плаванию детей – в воде:

Успех первых занятий в воде во многом зависит от подготовки ребенка: выполнял ли он специальные упражнения, приведенные выше, ежедневно ли делал утреннюю зарядку.

При обучении плаванию не следует принуждать детей, старайтесь заинтересовать их, хвалите за успехи – все это облегчит процесс обучения.

Вначале нужно помочь ребенку научиться не бояться воды: пусть он побегает по воде около берега и поиграет с надувными игрушками. Но не рекомендуется надевать на ребенка надувной резиновый круг.

Хотя ребенок всегда тянется к воде, но впервые в водоеме он может испытать и неприятные ощущения: даже на мелком месте он может захлебываться, падать в воду, безуспешно пытаться встать на ноги и т. п. Это может напугать его, поэтому взрослым нужно быть особенно внимательными. Помнить, что некоторые упражнения для ребенка могут оказаться трудными. Не нужно повышать голос и раздражаться, а просто объяснять, что нужно делать и в чем его ошибка, а пояснения дополнить личным показом.

Данный комплекс упражнений помогает разучить самый простой способ плавания, легкий для детей – это плавание без выноса рук из воды, его еще называют плавание «собачкой». Все упражнения дети выполняют, находясь по пояс в воде, стоя лицом к берегу.

  1. Упражнение «Душ». Стоя в воде, пригоршнями зачерпнуть воду и вылить на голову, глаза при этом не закрывать. Выполнить 5-10 раз.
  2. Упражнение «Ходьба по дну». Ребенок ходит по дну с опущенными в воду руками, размахивая одновременно двумя руками и поочередно каждой рукой.
  3. Упражнение «Погружение в воду с головой». Два ребенка встают лицом друг к другу, взявшись за руки. Один из них делает глубокий вдох ртом, приседает, опускаясь в воду на 3-5 секунд, другой ребенок стоит. Затем другой погружается, а этот держит его за руки. Каждый погружается 5-6 раз. После выныривания не нужно вытирать лицо руками, достаточно стряхнуть воду движением головы.
  4. Упражнение «Открывание глаз в воде». Два ребенка одновременно делают вдох, приседают, погружаясь в воду, открывают глаза и поднимают со дна камешки или положенные заранее предметы. Дети могут держаться за руки.
  5. Упражнение «Выдох в воду». Два ребенка встают лицом друг к другу, взявшись за руки. После глубокого вдоха ртом один из них или сразу оба приседают и погружаются в воду. В воде они делают энергичный, продолжительный выдох через рот и нос, чтобы на поверхности воды были видны пузыри и открывают при этом глаза. Повторяют упражнение 5-10 раз. При выныривании лицо руками не вытирать.
  6. Упражнение «Ложиться грудью на воду» — очень важное упражнение, выполнив которое, ребенку будет интересно, и обучение пойдет быстрее. Основная задача – отрывая ноги от дна, ложиться грудью на воду. Для этого ноги нужно поставить врозь, руки поднять вверх. Ребенок делает глубокий вдох, наклоняется, опускает руки на воду, слегка отталкивается ногами от дна, ложится на воду. При этом лицо погружается в воду до середины лба, руки лежат на поверхности воды, пятки слегка закрыты водой. Оставаться в таком положении нужно 3-5 секунд.
  7. Упражнение. Выполнить такое же упражнение, но соединив ноги и руки.
  8. Упражнение «Скольжение на груди». Стоя в воде, поднять вверх руки и соединить их большими пальцами. Сделать глубокий вдох, присесть и наклониться, голову опустить между руками, обеими ногами оттолкнуться от дна и сколько удастся проскользить по воде, голову не поднимать. Выполнив 2-3 скольжения, сделать 5-10 выдохов в воду.
  9. Упражнение «Движение ног кролем». Лечь грудью на воду, держась за опору, делать встречные движения ногами. Научившись скользить по воде без опоры, нужно следить за тем, чтобы ноги не были напряжены, носки были оттянуты, а ступни не выходили из воды.
  10. Упражнение «Движения рук и ног». Если ребенок уже научился продвигаться по воде, работая ногами, тогда подключаются к этому упражнению гребковые движения руками. Сделав гребок, руку не вынимать из воды, она проходит, как можно ближе к телу, чтобы сделать следующий гребок. Следите за ногами, чтобы они двигались чаще, чем руки.
  11. Упражнение «Правильное дыхание». Теперь важно научиться правильному дыханию: голову до подбородка поднять из воды, одновременно делая короткий вдох, затем опустить голову, делая продолжительный выдох в воду. Во время вдоха руки и ноги не прекращают двигаться, а тело не прогибается.

Плавая таким способом, в дальнейшем ребенок может с успехом освоить другой способ плавания – «кроль».

Страхи и неуверенность в себе - это постоянное напряжение. А, как известно, в здоровом теле - здоровый дух! Если ребенок умеет и расслабляться, и держать себя в тонусе, он с легкостью обретет уверенность в себе. И именно вода способна оказывать сильное положительное влияние на чувства человека.

Оксана Игоревна Чернуха , семейный психолог, детский психоаналитик, сотрудник центра профессиональной психологии «Верт», мама четверых детей

Вода - родная стихия для человека. Развитие ребенка происходит в утробе матери именно в этой среде, поэтому купание и пребывание в ней приносит положительные эмоции . Плавание в бассейне полезно как для психического, так и для эмоционального состояния человека: нормализуется нервная система, появляется ощущение спокойствия и гармонии, улучшаются сон и аппетит.

В этих упражнениях главная цель - расслабить тело максимально, чтобы вода сама держала ребенка. Если маленький пловец сумел освоить эту технику, можно считать, что он «подружился» с водой.

Важно: в обоих упражнениях правильное выполнение не предполагает касания дна, даже если оно выполняется на «мелкой» воде.

Ныряние: учимся смелости

Чтобы побороть страхи и развивать упорство, лучше всего нырять - за предметами, на время или на расстояние (чем дольше и дальше, тем лучше).

В нырянии проявляется вся выталкивающая сила воды, и ребенок должен проявить целеустремленность, опускаясь на дно. Для этого необходимо нырять на задержке дыхания, постепенно выпуская воздух из легких, чтобы быстрее и легче дать телу опуститься на дно.

Плавание на спине с попеременной работой рук. Все как и в предыдущем упражнении, но в работу включаются руки - один гребок правой, один левой. Но можно работать и только какой-то одной рукой в зависимости от того, как искривлен позвоночник (подскажет специалист);

Плавание на спине с одновременной работой рук. А в этом упражнении обе руки должны совершать синхронные движения, благодаря чему идет симметричная работа мышц спины и рук. Если исключить из упражнения движения ногами, нагрузка на мышцы рук и спины увеличится.

Плавание с ластами: будь решительным!

Для большей уверенности в воде хорошо использовать ласты. Они увеличивают скорость движения, что помогает ребенку почувствовать свою силу и увеличить физические возможности. А еще ласты вносят разнообразие в обычное плавание - плавать в них намного интереснее и динамичнее!

При этом можно дополнительно развивать навыки плавания кролем и дельфином, что очень хорошо влияет на подвижность поясничного и грудного отделов позвоночника и включает в работу мышцы ног.

Загрузка...