rbatpro.ru

Проверочная работа по литературному чтению. Пандар нарушает клятву. Битва Что значит закипела битва

Прочитай текст.

История про двух раков.

На морском дне лежала

царапали мягкое, незащищённое бронёй тело - рак ёжился, вертелся. брошенная кем-то пластмассовая трубка. Как-то раз около этой трубочки появился рак-отшельник*. Ему, видно, стала тесной раковина, в которой он до сих пор жил, и он пошёл на поиски нового домика.

Трубка ему понравилась. Рак обошёл вокруг неё, сунул в трубку усы, потом одну клешню, вторую… Развернулся и, пятясь, начал не спеша вползать брюшком в трубку. Края трубки

Тут с другой стороны трубки появился второй рак. Этот был тоже без домика, и трубка ему тоже приглянулась. Первый отшельник ещё только забирался в пластмассовый дом, а второй уже сидел в нём.

Через какое-то время оба рака решили, что пора в путь. Оба уперлись спинками в трубочку и, цепляясь ножками за дно, пошли.

Трубка задёргалась из стороны в сторону. Раки ничего не понимали. Им, наверно, казалось, что кто-то держит трубку и хочет её утащить.

На беду, раки оказались одной силы. Они долго таскали друг друга, выбились из сил и одновременно пришли к решению - бросить затею. Оба вылезли - каждый из своего конца трубки - и, не оглядываясь, отправились восвояси.

По С. Сахарнову

____________________________________________________________________

Отшельник *- тот, кто живёт в уединении, в одиночку.

Выполни задания.

О чем рассказывается в текстах?

о красоте подводного мира

о жизни раков-отшельников

о находках на морском дне

о редких морских раковинах

По какой причине в истории про раков первый рак искал себе новый домик?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как ты понимаешь встретившееся в тексте выражение « отправились восвояси»?

________________

Укажи, в каком порядке происходили данные события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

Рак сунул в трубку усы и клешни.

Первый рак заметил трубку.

Рак обошел вокруг трубки.

Рак развернулся.

Рак начал влезать в трубку.

В тексте сказано, что раки оказались одной силы. Что доказывает это? Приведи два примера.

____________________________________________________________________

Раки бросили трубку, потому что

они ничего не понимали

края трубки царапали их

трубку не получилось утащить

трубка им разонравилась

Какое из названий больше всего подходит к истории о двух раках?

Победа

Вот так раки-забияки!

Где раки зимуют

В поисках нового дома

Универсальные действия

задания

Понимание смысла текста в целом.

1, 7

Умение обобщать информацию и выделять существенные признаки.

Умение находить информацию, заданную в явном виде.

Умение находить аргументы, подтверждающие выводы

2, 5

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью

Анализ с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Прочитай текст.

К. Д. Ушинский

Выполни задания.

1.

Рассказы

Сказки

Стихи

Басни

2.

Кошка играла с котятами.

Закипела битва кошки и орла.

Орёл схватил котёнка.

Кошка вцепилась в орла.

3.

_______________________________________________________________________

6. Озаглавь текст.

_________________________________________________________

Прочитай текст.

К. Д. Ушинский

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.

Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

Выполни задания.

1. В какой сборник ты поместишь это произведение?

Рассказы

Сказки

Стихи

Басни

2. Восстанови последовательность событий в рассказе.

Кошка играла с котятами.

Закипела битва кошки и орла.

Орёл схватил котёнка.

Кошка вцепилась в орла.

Кошка повалила орла на землю.

3. Объясни значение выражения "закипела битва насмерть".

_______________________________________________________________________

4. Как ты думаешь, почему победила кошка?

Кошка победила, потому что была сильнее орла.

Кошка победила, потому что защищала своего котенка.

Кошка победила, потому что была храбрая.

5. Подчеркни в тексте слова, которые показывают отношение кошки к котенку.

6. Озаглавь текст.

_________________________________________________________

Прочитай текст.

К. Д. Ушинский

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.

Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

Выполни задания.

1. В какой сборник ты поместишь это произведение?

Рассказы

Сказки

Стихи

Басни

2. Восстанови последовательность событий в рассказе.

Кошка играла с котятами.

Закипела битва кошки и орла.

Орёл схватил котёнка.

Кошка вцепилась в орла.

Кошка повалила орла на землю.

3. Объясни значение выражения "закипела битва насмерть".

_______________________________________________________________________

4. Как ты думаешь, почему победила кошка?

Кошка победила, потому что была сильнее орла.

Кошка победила, потому что защищала своего котенка.

Кошка победила, потому что была храбрая.

5. Подчеркни в тексте слова, которые показывают отношение кошки к котенку.

6. Озаглавь текст.

_________________________________________________________

Прочитай текст.

К. Д. Ушинский

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.

Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

Выполни задания.

1. В какой сборник ты поместишь это произведение?

Рассказы

Сказки

Стихи

Басни

2. Восстанови последовательность событий в рассказе.

Кошка играла с котятами.

Закипела битва кошки и орла.

Орёл схватил котёнка.

Кошка вцепилась в орла.

Кошка повалила орла на землю.

3. Объясни значение выражения "закипела битва насмерть".

_______________________________________________________________________

4. Как ты думаешь, почему победила кошка?

Кошка победила, потому что была сильнее орла.

Кошка победила, потому что защищала своего котенка.

Кошка победила, потому что была храбрая.

5. Подчеркни в тексте слова, которые показывают отношение кошки к котенку.

6. Озаглавь текст.

_________________________________________________________

Прочитай текст.

К. Д. Ушинский

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.

Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

Выполни задания.

1. В какой сборник ты поместишь это произведение?

Рассказы

Сказки

Стихи

Басни

2. Восстанови последовательность событий в рассказе.

Кошка играла с котятами.

Закипела битва кошки и орла.

Орёл схватил котёнка.

Кошка вцепилась в орла.

Кошка повалила орла на землю.

3. Объясни значение выражения "закипела битва насмерть".

_______________________________________________________________________

4. Как ты думаешь, почему победила кошка?

Кошка победила, потому что была сильнее орла.

Кошка победила, потому что защищала своего котенка.

Кошка победила, потому что была храбрая.

5. Подчеркни в тексте слова, которые показывают отношение кошки к котенку.

6. Озаглавь текст.

_________________________________________________________

Комплексная контрольная работа за I четверть

учени____2 «а» класса__________________________________________

Прочитай отрывок из рассказа С Романовского «Русь». Что такое Русь? Найди и подчеркни ответы. (зелёным)
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшокс красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
- Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл!
- На русь? – ахнул я.
- На русь, - подтвердила хозяйка.
- На русь?!
- На русь.
- Что такое русь?
- Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, чтоли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слёзы из глаз от радости.
Русь – светлое место!
Русь – страна света.
Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!

3.Вспомни произведения фольклора. Заполни схему.

а) Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
скороговорка
потешка
загадка

б)Землю солнце красит, а человека - труд.
песенка
пословица
считалка

5.Прочитай. Из какого произведения отрывок? Впиши пропущенные слова.
Домой пришёл и говорит матери:
- Я больше в школу не пойду!
- А что же ты будешь делать?
- Как что? Ну, как ты работать буду.
- Кем же?
- Кем? Ну, как ты, например...
А мать у Алёшки врачом работала.

Это___________из рассказа Сергея Алексеевича __________________ «Как Алёшке учиться надоело».

6.Прочитай заголовки произведений и фамилии авторов. Укажи кто, что написал.

«Смородинка» М.Зощенко
«Заплатка» Е.Пермяк
«Самое главное» Н.Носов

7.Определи, из какого произведения отрывок. Отметь ответ.
Он взял ножик и отпорол заплатку.Потом расправил её, приложил к штанам. Обвёл вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и всё время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.

Е.Пермяк «Смородинка»
М.Зощенко «Самое главное»
Н.Носов «Заплатка»

8.Прочитай. Кто это сказал? Отметь ответ.
- Я не пойду с вами...
И так, чтобы никто не слышал, про себя добавила: « Я буду зайчика лепить».

Танюша из рассказа Е.Пермяка «Смородинка».
Катя из рассказа В.Сутеева «Снежный зайчик»

«Маленькие человечки» Е.Пермяк
«Пятеро из одного сундучка» Братья Гримм
«Две пословицы» Х-.К.Андерсен

10.Прочитай четверостишие из стихотворения Ф.Савинова «Родина». Соедини рифмующиеся слова.

Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья-
Это русская сторонка,
Это Родина моя!

11.Прочитай, подчеркни имена героев басни И.Крылова. Запиши заголовок басни.
______________________________

Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

12. Прочитай заголовки произведений. Укажи произведение В. Сутеева.

В. Сутеев «Самое главное»
«Снежный зайчик»
«У страха глаза велики»
«Кто лучше»

13. Прочитай произведения. Что это? Укажи ответ.

а) Сидит дед во сто шуб одет;
Кто его раздевает – слёзы проливает.
потешка
б) У Иванова двора загадка
Загорелася вода. небылица
Всем селом пожар тушили,
А огонь не загасили.

14. Вспомни имя и отчество Толстого. Отметь ответ.

Иван Сергеевич
Николай Николаевич
Лев Николаевич

15. Ответь на вопросы:
Автор стихотворения «Русь»________________________________________________
Автор рассказа «Заплатка»__________________________________________________
Произведение фольклора о богатырях- героях-это______________________________
Фамилия баснописца ______________________________________________________
Автор сказки «Кто лучше?»_________________________________________________

Фольклор


Приложенные файлы

Разделы: Русский язык

Тема урока : Рассказ. Структура текста-повествования. Комплексный анализ текста.

Обучающие задачи: познакомить учащихся с понятием рассказа, актуализировать знания о построении текста-повествования, теме и идее текста, стилях и типах речи в практической деятельности обучающихся.

Развивающие задачи: формировать навыки комплексного анализа текста, умения составления цитатного плана; аргументированно и связно формулировать ответы.

Воспитывающие задачи: формировать желание пользоваться средствами выразительности, говорить и писать образно и красиво, обеспечить условия для воспитания речевой культуры и культуры общения в микрогруппе.

Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки.

К.Г. Паустовский.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Создание эмоциональной атмосферы

1. Чтение эпиграфа учителем (эпиграф записан на доске или включен в слайд компьютерной презентации). (Приложение 1 . Слайды 1, 2)

Фронтальная беседа:

2. Вы согласны с мнением К.Г. Паустовского, что удивительный мир природы порою для нас загадка?

И я одну загадочную историю хочу предложить вашему вниманию.

3. Чтение рассказа учителем.

Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.

Закипела битва насмерть.

Орел покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка. (По К.Ушинскому)

Текст рассказа помещен в рабочей тетради по русскому языку А.Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста. 5 класс». М., «Творческий центр», 2006, стр.78.

2. Могут быть различные ответы учащихся: «да», «наверное», не знаю» и др.

5. Как бы вы определили жанр прослушанного текста? (Рассказ )

5. Это рассказ.

Индивидуальная работа учащегося

Отвечает ученик, которому на предыдущем уроке дано было домашнее задание выписать в тетрадь определение жанра «рассказ».

Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях.

II.Объявление темы урока учителем

1. Итак, тема урока: «Рассказ: структура текста-повествования».

2. А что значит структура? Загляните в свои памятки. (Построение) (Приложение 2)

Значит, сегодня мы будем говорить об особенностях построения рассказа. А это нам необходимо для того, чтобы сочинить собственный рассказ или написать его по серии сюжетных картинок, помещенных в учебнике.

1. Запись темы урока в тетради учащимися.

2. Структура – это построение.

2. У каждого учащегося имеются в наличии памятки.

Типы речи: (повествование, описание, рассуждение)

III.Стиль, тема, идея (основная мысль) текста. Художественные образы.

Фронтальная беседа:

1. А каков стиль данного текста? Докажите свою мысль. Посмотрите в памятку «Стили речи». (Приложение 3)

1. Художественный стиль.

2. Какова цель художественного текста?

2. Воздействие на читателей с помощью художественных образов.

3. Какие художественные образы создает писатель К. Ушинский в рассказе?

3. Образы кошки, орла, котенка.

4. Дети, что вас удивило в этой истории?

4. Кошка – маленькое животное, одержала победу над могущественным орлом.

5. Как бы вы озаглавили текст?

5. Кошка. Кошка и орел. Схватка.

6. Значит, кошка сильнее? А что ее сделало сильнее орла?

Действительно, материнская любовь ее сделала сильной духом.

6. Она любит своих котят. Она мать.

7. А как бы вы сформулировали главную мысль рассказа?

Я думаю, что рассказу можно было бы дать и другие названия: «Мать» или «Сила духа».

7. Духовная сила могущественнее силы физической.

8. Возвращаясь к эпиграфу урока, повторю свой вопрос: «Согласны ли вы, что мир природы для нас загадка?»

8. Учащиеся отвечают утвердительно.

Одним словом, это художественные средства изобразительности.

IV.Художественно-изобразительные средства

1. Эпитеты, метафоры, олицетворения.

2. Найдите в тексте яркие выражения и соотнесите с основными видами художественно- изобразительных средств.

Первая группа учащихся ищет сравнения, вторая группа – метафоры, третья группа – эпитеты. (Приложение 1 . Слайд 3)

Практическая работа в группах.

1 группа:

«Как молния , спустился он с вышины и схватил одного котенка».

«Как молния..» - это сравнение.

2 группа:

«Закипела битва насмерть ». «Кошка не потеряла мужеств а». Орел покинул поле битвы». Это метафоры.

3 группа:

«Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы». Это эпитеты.

3. Ребята, значение какого слова вам не совсем понятно? (Слово «преимущество» многозначное, в тексте употреблено в значении « превосходство» )

3. Словарная работа

Выступление ученика о лексическом значении слова «преимущество», что было его индивидуальным домашним заданием. Предварительно учащийся работал с толковым словарем С. И. Ожегова. Запись учащимися лексического значения слова в предложенном контексте в рабочую тетрадь.

Общие выводы данного этапа урока. Какой цели служат художественные изобразительные средства?

Художественные изобразительные средства служат созданию ярких художественных образов.

1. Посмотрите в памятку «Типы речи» или на слайд презентации, назовите элементы структуры повествовательного текста. (Приложение 1 . Слайд 3)

V.Структура текста-повествования

2. Соотнесите структурные элементы повествовательного текста с данным рассказом. (Приложение 1 . Слайды 4 – 10)

2. Практическая работа в парах постоянного состава: в классе 12 учащихся, каждая пара находит один структурный элемент, один из учеников пары защищает свой ответ (предоставляется свобода выбора, кому отвечать).

Вступление

За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Завязка

Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка.

Развитие действия

Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.

Кульминация

Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Развязка

Орел покинул поле битвы

Заключение

… кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка.

VI. Физминутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

VI. Учащиеся встают и выполняют движения под ритмизованное стихотворение.

VII. Составление цитатного плана и его обсуждение

(Приложение 1 . Слайд 11)

VII. Письменная работа учащихся в тетради

Цитатный план:

1. За деревней весело играла кошка со своими котятами.
2. Орел схватил одного котенка.
3. Кошка вцепилась в орла.
4. Закипела битва насмерть.
5. Орел покинул поле битвы.
6. Кошка облизывала израненного котенка.

VIII. Итоги урока

Что нового узнали о построении рассказа?
Чему обучались на уроке?
Какой этап урока понравился?

IX. Задание на дом

Напишите небольшой рассказ с использованием знаний о (структуре) построении текста-повествования или составьте письменный рассказ по серии сюжетных картинок в упражнении № 234.

IX. Дифференцированное домашнее задание.

Литература

  1. Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М., Просвещение, 2007.
  2. А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку. - М., «Творческий центр», 2006, стр. 78.
  3. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. - М., «Азбуковник», 1997.
  4. Е.И. Никитина. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов средней школы. - М., «Просвещение», 1992.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки. К.Г. Паустовский.

(1824-1870) К.Д. Ушинский – великий русский педагог

Тема: «Анализ рассказа К.Д. Ушинского «Орел и кошка»

Знать: что такое текст, стили и типы речи, тема, основная мысль текста. Уметь: определять стиль, тип речи, тему, основную мысль; находить художественные образы и художественно-изобразительные средства.

Задание 1 Закончите предложение: За деревней…

Ответ За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Задание 2 Начните предложение: … … и схватился со старой кошкой.

Ответ Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.

Задание 3 Дополните предложение: … крылья, … клюв, … лапы с … , … давали орлу большое преимущество.

Ответ Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество

Словарная работа Преимущество. 1.Выгода, превосходство (в сравнении с кем - чем - нибудь). Получить превосходство. Словарь С.И. Ожегова

Художественные изобразительные средства Метафора Закипела битва насмерть. Кошка не потеряла мужества. Орел покинул поле битвы. Эпитеты Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы Сравнение Как молния, спустился он с вышины…

Структура текста-повествования Вступление Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Заключение

Вступление За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Завязка Вдруг откуда ни возьмись - огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка.

Развитие действия Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой.

Кульминация Закипела битва насмерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Развязка Орел покинул поле битвы…

Заключение А кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать котенка.

Цитатный план текста За деревней весело играла кошка с котятами. Орел схватил одного котенка. Кошка вцепилась в орла. Закипела битва насмерть. Орел покинул поле битвы. Кошка облизывала израненного котенка.

Выводы из урока тема текста – схватка орла с кошкой стиль речи текста – художественный тип речи – повествование художественные образы – кошка, орёл, котёнок основная мысль – духовная сила могущественнее физической силы художественно-изобразительные средства – эпитеты, метафоры, сравнение

Ответьте на вопрос: Какие чувства вызвал у вас рассказ К.Д. Ушинского «Орел и кошка»?

Закончите фразу: «Урок дал мне возможность…»

Домашнее задание Напишите, соблюдая структурные элементы рассказа, интересную историю из жизни животных.

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе

«Анализ рассказа

К.Д. Ушинского

«Орел и кошка»

Выполнила:

Учитель русского языка

и литературы МБОУ

ЛиховскойСОШ

Буракова Елена Викторовна

Х. Лихой

2011 год

Цель урока: формировать умение анализировать текст художественного стиля.

Задачи урока:

  1. обучающие: организовать деятельность учащихся по работе с текстом; актуализировать знания по теме и идее текста, стилях и типах речи в практической деятельности;
  1. развивающие: создать условия для развития у учащихся умений анализировать текст: составлять цитатный план, аргументированно и связно формулировать ответы; развивать творческое воображение учащихся.
  1. воспитывающие: формировать желание пользоваться средствами выразительности, говорить и писать образно и красиво, обеспечить условия для воспитания речевой культуры и культуры общения в микрогруппе; содействовать воспитанию интереса детей к животному миру.

Учащиеся должны

  1. знать: что такое текст, стили и типы речи, тема, основная мысль текста.
  1. уметь: определять стиль, тип речи, тему, основную мысль; находить художественные образы и художественно-изобразительные средства.

Оборудование: портрет К.Д. Ушинского, тексты рассказа (приложение 4), памятки по анализу текста (приложения 2,3), презентация (приложение 1).

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Учитель: «Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда – за работу.

Удачи желаю всем вам!

  1. Создание эмоциональной атмосферы.

Учитель: «Сегодня у нас урок развития речи, и начать я его хочу словами К.Г. Паустовского: Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки (приложение 1) (слайд 1).

  1. Фронтальная беседа:

Учитель: Вы согласны с мнением К.Г. Паустовского, что удивительный мир природы порою для нас загадка?

Ответы учащихся: «да», «наверное», «не знаю» и др.

Учитель: И я одну загадочную историю хочу предложить вашему вниманию. Её написал К.Д. Ушинский – великий русский педагог (слайд 2).

  1. Чтение учителем текста (с остановками).

По ходу чтения задаются вопросы:

А вам интересно, чем закончится эта история?

Учитель: Как бы вы определили жанр прослушанного текста?

Ученик: Это рассказ.

Учитель: Что такое рассказ?

Ученик: Рассказ – это небольшое эпическое произведение, повествующее о важном событии из жизни героя.

Учитель: Ребята, как вы думаете, как называется рассказ?

(Ответы учащихся)

Учитель: Рассказ называется «Орёл и кошка». И тема нашего урока:

«Анализ рассказа К.Д. Ушинского «Орёл и кошка» (слайд 3)

Какие бы цели вы поставили бы перед собой на сегодняшнем уроке? (слайд 4)

Ученик: Мы будем учиться анализировать текст: определять тему, основную мысль, стили и типы речи; находить художественные образы и изобразительные средства.

Учитель: Правильно, ребята, но прежде чем анализировать текст, мы вспомним его содержание. Кто напомнит?

(Отвечает учащийся)

Учитель: А сейчас выполним задания

Задание 1 (слайд 5)

Закончите предложение:

За деревней … …

Ответ (слайд 6)

Задание 2 (слайд 7)

Начните предложение:

… … … и схватился со старой кошкой.

Ответ (слайд 8)

Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Задание 3 (слайд 9) Дополните предложение: … крылья, … клюв, … лапы с …, … когтями давали орлу сильное преимущество.

Ответ (слайд 10)

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество.

Подведение итогов выполненного задания (слайд 11)

  1. Практическая работа в парах.

Учитель: А сейчас выполним следующее задание. У вас на столах в конвертах находится текст рассказа, который разбит на части. Вы должны его собрать. Вспомним что такое текст?

Ученик: Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.

Учитель: Итак, связываем фрагменты текста в единое целое. Кто быстрее это сделает.

(Учащиеся собирают текст и зачитывают его)

Словарная работа (слайд 12)

Учитель: Ребята, значение какого слова вам не совсем понятно? (Слово «преимущество» - многозначное; в тексте употреблено в значении «превосходство»).

  1. Фронтальная беседа по тексту.

(В ходе беседы ученики делают записи в своих рабочих листах)

Учитель: О чем идёт речь в рассказе? Определите тему.

Ученик: В рассказе речь идёт о поединке орла и кошки.

Учитель: Каков стиль данного текста? Посмотрите в памятку «Стили речи» (Приложение3).

Ученик: Художественный стиль.

Учитель: Какова цель художественного стиля?

Ученик: Воздействие на читателя с помощью художественных образов и художественно-изобразительных средств.

Учитель: Назовите художественные образы, которые мы встречаем в рассказе Ушинского.

Ученик: Образы кошки, орла, котенка. Учитель: Дети, а что вас удивило в этой истории? Ученик: Кошка, маленькое животное, одержала победу над могущественным орлом.

Учитель: А как бы вы озаглавили текст?

Ученик: «Кошка», «Кошка и орёл», «Схватка».

Учитель: Значит, кошка сильнее? А что её сделало сильнее орла?

Ученик: Она любит своих котят. Она мать.

Учитель: Действительно, материнская любовь сделала её сильной духом. И как бы вы сформулировали основную мысль рассказа?

Ученик: Духовная сила могущественнее физической.

Учитель: Я думаю, что рассказу можно было дать и другие названия: «Мать» или «Сила духа.

Учитель: Итак, мы определили тему, основную мысль, стиль текста, нашли художественные образы. Это кошка, орёл, и котёнок.

Ученик: Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

Учитель: Одним словом, это художественно-изобразительные средства.

  1. Практическая работа в группах.

Учитель: Найдите в тексте яркие выражения и соотнесите с основными видами изобразительных средств.

(Первая группа ищет эпитеты, вторая – метафоры, третья – сравнения)

Ответы учащихся.

Поверка выполненного задания (слайд 13)

1 группа:

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы. Это эпитеты.

2 группа:

«Закипела битва насмерть» , «Кошка не потеряла мужества», «Орёл покинул поле битвы» . Это метафоры.

3 группа: « Как молния , спустился он с высоты и схватил одного котёнка».

« Как молния …» - это сравнение.

Общие выводы данного этапа.

Учитель : Итак, какой цели служат художественно-изобразительные средства?

Ученик : Художественно-изобразительные средства служат созданию ярких художественных образов.

Учитель : Каков тип речи данного текста? Обоснуйте.

Ученик : Тип речи – повествование, так как в нём перечисляются действия орла и кошки. События происходят последовательно.

Учитель : Назовите действия орла и кошки.

Ученик : Кошка играла , вцепилась , перекусила .

Орёл спустился , схватил , схватился , выклевал , покинул .

Учитель : Итак, мы доказали, что этот текст по типу речи является повествованием, по жанру – это рассказ. Назовите элементы рассказа.

Ученик : Вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение (слайд 14)

Практическая работа в парах.

Учитель: Соотнесите структурные элементы с данным рассказом (слайд 15-20).

Составление цитатного плана учащимися.

Цитатный план (слайд 21)

  1. Выводы из урока (слайд 22)

Учитель: Итак, ребята, проанализировав текст, мы определили, что

Тема текста – схватка орла с кошкой

Стиль речи текста – художественный

Тип речи – повествование

Художественные образы – кошка, орёл, котёнок

Основная мысль – духовная сила могущественнее физической силы

Художественно-изобразительные средства – эпитеты, метафоры, сравнение

Учитель : Возвращаюсь к эпиграфу урока, повторю свой вопрос: «Согласны ли вы, что мир природы для нас загадка?»

(Учащиеся отвечают утвердительно)

Учитель : Да, ребята, для нас этот удивительный и прекрасный мир – загадка. Это чудо, которое всегда рядом. Звери и птицы живут по своим законам, которые для нас непривычны, а иногда бывают и вовсе непонятны. Но этот мир устроен так, что нет в нём ничего лишнего, неправильного и необъяснимого. И мы убедились в этом, прочитав и проанализировав рассказ К.Д. Ушинского. Мы с вами можем объяснить и понять, почему кошка спасла своё потомство, что заставило её это сделать. Это сила материнской любви.

А какие чувства у вас, ребята, вызвал этот рассказ? (слайд 23)

(Ответы учащихся)

  1. Итоги урока:

Учитель: Давайте подведём итоги:

Чему мы обучались на уроке?

Какой этап урока вам понравился?

Что вызвало затруднение?

Закончите фразу: «Урок дал мне возможность…» (слайд 24)

X. Домашнее задание: (слайд 25)

Напишите, соблюдая структурные элементы рассказа, интересную историю из жизни животных.

Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Типы речи и их структура (построение)

повествование (что было сначала, что потом… и наконец)

1 . вступление (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои)

2 . основная часть (развитие действия):

а) завязка (момент, с которого начинается событие)

б) развитие действия

в) кульминация (момент наивысшего накала событий)

г) развязка (окончание в развитии событий)

3 . заключение

  1. описание – изображение людей, предметов, животных, природы.

1. зачин (общее представление описываемого)

2. срединная часть (описание деталей, частей)

3 . концовка (отношение к описываемому)

ТЕКСТ

Тема текста : о чем текст?

Главная мысль (идея текста): что автор стремиться сказать читателю, в чем хочет убедить читателя.

Проблема – это вопрос , который ставит автор в тексте.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА:

Эпитет – образное определение, выраженное прилагательным в переносном значении. Например: золотые руки , серебряный голос , сапфировые тени на снегу , жемчужные березы и т.п .

Олицетворение – приписывание неживым предметам свойств живых. Например: « ветер уснул» , « Сыплет черемуха снегом», « Поют деревья , блещут воды».

Метафора – скрытое образное сравнение, выражающееся в форме существительного, прилагательного, глагола. Например : «Сыплет черемуха снегом», «убит горем», «кровь с молоком», «горящие глаза» и др.

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов при помощи союзов: как, как будто, будто, точно или без союзов. Например: « Заря как кровь на снегу», « Анчар, как грозный часовой , стоит – один во всей вселенной»

Предварительный просмотр:

Приложение 4

Орел и кошка

За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка.

Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой.

Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз.

Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Орёл покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка. (По К.Д. Ушинскому)


Проверочная работа по теме: «Люблю всё живое»

ФИ __________________________

Прочитай текст

Орёл и кошка.

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись - огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

К.Д.Ушинский

1 . В какое время года происходит действие рассказа? Выбери из предложенных вариантов и пометь « V ».

А. Летом В . Осенью

Б. Зимой Г . Весной

_____________________ _________________________________

Крылья орла_________________________ , клюв орла________________________________________

_______________________ _________________________________

лапы орла____________________________ , когти орла______________________________________.

____ Кошка играла с котятами.

____ Закипела битва кошки и орла.

Кошка вцепилась в орла.

Орёл схватил котёнка.

Кошка повалила орла на землю.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________ _____________________________

Но кошка не потеряла_______________________ , крепко ___________________________________ в

________________________

орла когтями и _____________________________ ему правое крыло.

_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

одно качество кошки.

___________________________________________________

Кошка (какая?)_______________________________________________________________

одно правило.

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10 .

Орёл мёд

Кошка мыши

Ласточка молоко

Медведь насекомые

Ключ к проверочной работе по теме: «Люблю всё живое»

1. В какое время года происходит действие рассказа? Выбери из предложенных вариантов и пометь « V ».

Ответ: Г. Весной - 1 балл;

0 баллов – иное другое.

2. Дополни описание орла словами из текста.

Ответ: Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями…

4 балла

3 балла – неверно заполнили один пропуск;

2 балла - неверно заполнили два пропуска;

1 балл - неверно заполнили три пропуска;

0 баллов - иное другое.

3. Расставь цифры на строчках так, как происходят события в рассказе.

Ответ: 1, 3, 4, 2, 5.

2 балла – верно расставлена последовательность событий;

1 балл – допущена 1 – 2 ошибки;

0 баллов – допущено более двух ошибок.

4. Как ты думаешь, какую роль в природе выполняет орёл? Запиши своё мнение.

Ответ: Орёл в природе хищник. Он охотится на зверей.

2 балла

1 балл допущены ошибки или отсутствует полный ответ.

0 баллов

5. Запиши, что значит выражение «закипела битва».

Ответ: сильно дерутся и т.д.

2 балла – ответ соответствует теме вопроса, верно оформлен (полный ответ, нет орфографических ошибок);

1 балл - ответ соответствует теме вопроса, но допущены ошибки или отсутствует полный ответ.

0 баллов – ответ не соответствует теме вопроса или отсутствует.

6. Дополни предложения словами из текста.

Ответ: Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

3 балла – верно заполнили пропуски (1 балл за каждый);

2 балла – неверно заполнили один пропуск;

1 балла - неверно заполнили два пропуска;

0 баллов - иное другое.

7. Как вы считаете, какое животное в природе сильнее: орёл или кошка? Запиши.

Ответ : орёл.

Почему в битве одержало победу более слабое животное? Напиши своё мнение.

Ответ: в битве одержало победу более слабое животное, потому что оно защищало своего детёныша.

3 балла – выполнены две части вопроса, причём во второй части дан полный ответ, нет ошибок (орфографические, пунктуационные);

2 балла – выполнены две части задания, но допущены ошибки при записи;

1 балл – выполнена ½ задания (ответили только на 1 вопрос);

0 баллов – иное другое

8. Перечитайте последний абзац текста и запишите одно качество кошки.

Ответ: Кошка (какая?) смелая, отважная, бесстрашная, мужественная, стойкая

1 балл – записано одно качество, соответствующее теме вопроса;

0 баллов – иное другое.

9. Кошка защищала своего котёнка, боясь, что орёл унесёт детёныша. А что должен делать ребёнок, чтобы не стать жертвой похищения? Запиши одно правило.

Ответ: находиться рядом с родителями; или не уходить без спроса (говорить куда пошёл) и т.д.

2 балла – ответ соответствует теме вопроса, верно оформлен (полный ответ, нет орфографических ошибок);

1 балл - ответ соответствует теме вопроса, но допущены ошибки или отсутствует полный ответ.

0 баллов – ответ не соответствует теме вопроса или отсутствует.

10 . Кто чем питается? Соедини стрелками.

Ответ: орёл – мыши; кошка – молоко или мыши; ласточка – насекомые; медведь – мёд. 4 балла – верно составлены четыре пары (по 1 баллу);

3 балла – верно составлены три пары;

2 балла - верно составлены две пары;

1 балл – верно составлена одна пара;

0 баллов – нет верных пар.

Результаты : 24 б. – 22 б. – «5»;

21 б. – 17 б. – «4»;

16 б. – 12 б. – «3»;

11 б. и менее – «2».

Загрузка...