rbatpro.ru

С парусом по снегу. Зимний виндсерфинг: снаряжаемся. Места для катания


Сейчас наметилась интересная тенденция расширения интереса от фанбординга к другим экстремальным видам спорта, например, кайтсерфингу, вейкбордингу, сноуборду. Причины этого явления не являются темой этой статьи. Увеличился интерес не только к этим, я бы сказал, ярким видам спорта, но и к довольно замкнутому до этого времени зимнему виндсерфингу. Статьи на эту тему печатались не только в "Катерах и яхтах" но и в "Вертикальном мире", а теперь даже в "Men"s health".

В отличие от таких видов, где оборудование можно, без проблем, но за деньги, купить в магазине, в зимнем виндсерфинге надо или самому собирать из имеющихся лыж аппарат для снега, или полностью проектировать и заказывать изготовление железа в случае с аппаратом для льда. Причем, в этой области наблюдается полное отсутствие информации. Если же информация все-таки есть, то она имеет вид "…это круче, чем все, что придумали раньше - купите это у нас….". Так что, я не буду здесь обсуждать конструкции такие, как "змеи", "скимбаты" и "сноуферы".

Общий обзор.

По правилам WISSA (Ассоциации ледово-снежного паруса) гоняются два вида снарядов: sleds - сани и kites - аппараты со свободным парусом. Больше ограничений по инвентарю не существует. На предложение кайтеров создать отдельные правила для гонок на змеях президент этой ассоциации Вильям Тутхил ответил, что это приветствуется, но текст правил должны уместиться на странице А4! Такое отношение к правилам имеет свои минусы, но позволяет сравнивать на одной дистанции часто совершенно несовместимые снаряды.

Конечно, часто бывает, что на исход спортивной борьбы влияет не мастерство спортсмена и, даже не качество сборки его снаряда, а погодные условия. Можно, конечно, обижаться, если на очередных соревнованиях тип дороги совершенно не подошел для твоего аппарата, и, несмотря на потраченные время и деньги, тебе приходится их покидать, но все находятся в равных условиях и играют в эту лотерею. Сказанное относится и к свободному катанию на этих снарядах: узко направленные конструкции типа коньковых чаще могут оказаться совершенно непригодными в "не своих" условиях, а универсальные - проигрывать им в ходовых качествах в отдельных случаях. Например, польская команда (коньковые аппараты) уехала с чемпионата мира в Эстонии, когда там выпал снег, и наоборот, французы, выступающие на двухлыжных конструкциях, уехали с чистого льда в Польше.

Конструкции.

Сразу оговорюсь - речь пойдет только о "санях" - кайты являются отдельной темой.

Jibe на айсборде



Коньковые аппараты.

4-х коньковые - повторяют принцип скейтборда: те же подвески, только вместо колес поставлены коньки. Желательно доску делать длиннее, чем у скейта, а подвеску затягивать до предела, тогда доска будет не так резко поворачивать и быстрее ездить.

Можно и дальше усовершенствовать эту идею, например, удлиняя коньки или обеспечив каким-нибудь образом гашение вибрации. Но, на мой взгляд, этот снаряд имеет принципиальное отличие от фанбординга, которое коварно проявляется с ростом мастерства и скорости. Оно вызывается буерным эффектом, возникающим на скорости, и неизбежно превращающим активные повороты через фордевинд в оверштаги. При входе в поворот на скорости, превышающей скорость ветра и ведении дуги без потери этой скорости, что совершенно нормально на гладком льду, линия ветра пересекается не по ветру, а против него! Можно прекрасно делать “360” с лежащим вдоль поверхности парусом, можно сделать этот маневр два раза подряд, но что бы сделать “утку” или обычный “джайб”, надо предварительно затормозить

3-х коньковые (в народе получили прозвище “тараканы”) - выросли за несколько лет применения в гонках от конструкции с неповоротным коньком спереди, сделанным из трубки, до аппаратов с принципом руления, приближающимся к скейтборду.

Эти конструкции более ориентированы на скорость и более стабильны.

Тут только одну пару коньков надо точно выставлять “на параллельность” - это очень влияет на скорость. На чемпионате мира в 1997г. первые два места заняли ребята из Канады, выступающие на трех-коньковках. Там был кривой и шершавый лед и сильный ветер. Никто не ожидал такого преимущества коньков в этих условиях.

У канадцев были аппараты, которые мне очень понравились. Аппарат состоит из довольно легкой Т-образной рамы из алюминиевого профиля с прикрепленной сверху площадкой из 10мм. фанеры. Основная идея заключается в том, что площадка разрезана поперек в задней части; получается, что ее передняя половина крепится только к продольной балке и при наступании на боковые ее части она упруго прогибается. Это перемещение и используется для управления передним коньком. Два тросика крепятся к неподвижной площадке с обоих бортов, и через блоки, установленные на краю подвижной площадки протянуты крест-накрест к рулевому коньку. На прямых курсах спортсмен стоит на одном из боковых коньков - на жесткой части площадки, а на поворотах - нажимает на один из бортов.

Лыжные аппараты.

Двухлыжные конструкции применяются, в основном, в Финляндии - там на них давно гоняются много спортсменов, и их конструкция стала, на мой взгляд, совершенной. По плотному и неровному снегу и сильному ветру “двухлыжки” имеют явное преимущество перед другими конструкциями.

Двухлыжка

Снаряд устроен очень просто: две длинные (240см) кантовые лыжи скреплены узкой площадкой, и скользят по снегу своими наружными кантами. Угол наклона регулируется винтами или талрепами - (он меняется в зависимости от жесткости дороги и составляет примерно 30 град.). Термин “двухлыжка” не буквален, так как часто вместо фанерной площадки между лыжами ставят короткую прыжковую лыжу, и получается “трехлыжка”.

Мои ощущения от этого снаряда очень противоречивы. С одной стороны, лыжи, поставленные на снег разными кантами должны из-за приталенности стремиться разъехаться в разные стороны и весь аппарат должен сильно тормозить. Но когда я попробовал проехаться на лыжах, взятых у финов, я был удивлен легкостью скольжения. Резаные повороты получаются только на аппаратах с вынесенной за лыжи площадкой, но финский трехлыжный вариант мне, все же, кажется более эффективным.

Трехлыжка

Вставка 2001 года. Чемпионат мира прошлой зимой показал, что финны действительно могут быстро ездить на двухлыжках. Юха Манерма выиграл эти соревнования при довольно слабом ветре.

Монолыжи. Это - российское изобретение, точнее эстонское, как они утверждают, но все равно - советское, это дела не меняет. Монолыжа очень просто устроена, к тому же у нас она очень давно стала монотипом для гонок. Это очень подняло уровень подготовки наших спортсменов, и на мировых соревнованиях они давно считаются виртуозами.

Монолыжа

Давно определились сильные и слабые стороны этого снаряда. Монолыжа имеет очень высокое качество скольжения по очень разным видам снега, а значит начинает двигаться при очень слабом ветре, очень дешева в изготовлении, легка в перевозке и переноске. Но: требует очень хорошей техники управления, особенно в сильный ветер и на сложных покрытиях.

Вот последние технические решения, применяемые в монолыжах: быстросъемная площадка, позволяющая менять лыжи прямо на старте; скользящие в продольном направлении крайние опоры для улучшения работы лыжи на неровной поверхности; амортизация мачтового шарнира для уменьшения передачи ударных нагрузок на кант лыжи; полиуретановый мачтовый шарнир.

Для монолыж обычно применяются два типа лыж - для снега - прыжковые 250см, для льда и наса - длинные (220см) кантовые. Многие спортсмены даже шьют специальные паруса для гонок, отличающиеся от летних в основном формой в плане - нормальное положение паруса на ходу у монолыж сильно смещено вперед.

ЧаВо

Можно ли использовать пленочные паруса зимой?

Пленочные паруса (как и угольные мачты) зимой использовать можно без опасения. Намного опаснее для парусов - ультрафиолет, а для мачт - местный нагрев и удары. У гиков - наоборот. Термопластовые оковки фирменных гиков становятся хрупкими уже при -10 градусах.

Покупка доски для виндсерфинга, как и остальное снаряжение для этого вида спорта, происходит на определенном этапе катания. Загореться самой идеей после двух-трех попыток покорить ветер может быть не лучшим вариантом, поскольку прогресс в данном виде спорта происходит очень быстро, а снаряжение напрямую зависит от уровня катания новичка. Итак, на что следует опираться, чтобы выбрать доску для виндсерфинга?

  1. Опыт не менее десяти выходов в море или любую подходящую акваторию.
  2. Оценка собственных предпочтений стиля катания. Виндсерфер должен понимать, каких эмоций он ожидает от дальнейшего развития навыков своего хобби: нравится скорость и глиссирование, больше по душе фристайлинг с прыжками и поворотами либо спортсмен предпочитает плавную езду на длительные расстояния. От каждого из этих стилей зависит выбор спортивного снаряжения и, в частности, доски для виндсерфинга.
  3. Понимание своих возможностей. Начинающий спортсмен должен знать, какие трюки он уже способен осилить, а какие - нет. Если вы переоцениваете этот момент, то можете попасть в неловкую ситуацию, когда профессиональная доска для виндсерферов ну никак не поддается новичку - уровень не дотягивает.
  4. Использовать несколько различных досок в аренду, чтобы выделить наиболее подходящую модель. Затем можно через интернет в своем районе найти эту модель доски. Однако не спешите ее сразу же покупать: протестируйте ее на воде, покатайтесь несколько раз в различную погоду, чтобы проверить ход оборудования при различной силе ветра. Только после этого, если доска вам абсолютно подошла, можете ее приобретать.

Принцип выбора доски для катания достаточно прост: чем больше и шире доска, тем легче ею управлять на воде. Для полных “чайников” нужно брать доску до 3 метров максимальной ширины. Это такое снаряжение для виндсерфинга, при котором можно спокойно стоять на воде, держась за гик.

Средняя доска для виндсерфинга уже предназначена для более опытных спортсменов, которые освоили основные приемы, могут спокойно глиссировать и развивать хорошую скорость на воде. И самые маленькие размеры досок с острым носом и узкие по размеру подойдут только профессиональным спортсменам, которые выполняют сложные фристайлинговые трюки и виртуозно владеют снаряжением.

Как сделать доску для виндсерфинга своими руками

Современные доски для виндсерфинга изготавливаются с применением высоких технологий, поэтому сделать самостоятельно такое изделие сможет не каждый. Тут требуются навыки мастеровой работы и инженерного просчета чертежей. Однако, если у вас есть опыт судомодельного кружка и безграничная преданность любимому хобби, то попробовать сделать собственную доску для виндсерфинга стоит.

Материалы, которые для этого используются - это стекловолокно и эпокси. Вначале, согласно чертежам, делается заготовка из пенополиуритана или пенополистирена. Следующим этапом доске придают форму, обтачивая еще. Фактически это самый важный процесс всего изготовления доски, поскольку он определяет будущие характеристики доски на воде: внешний вид, форма носа, хвоста и рейлов.

Кропотливая работа по обточке доски требует умелого обращения пилой, рубанком и наждачной бумагой.
Завершающий этап - декоративный - когда доску расписывают, покрывают стекловолокном и проводят процесс ламинации. Излишки смолы зачищают и доводят изделие до идеального состояния.

Одежда для виндсерфинга

Самое необходимое для начинающего спортсмена, покоряющего воду и ветер, - это гидрокостюм и трапеция для виндсерфинга.
Гидрокостюм выбирается с учетом сезонности вашего катания и предполагаемой температуры воды. К примеру, для виндсерфинга в Финском заливе вам потребуется полностью закрытый костюм с капюшоном и максимальной теплозащитой, а при катании в Анапе можно ограничиться короткими шортиками и майкой из гидроизолирующего материала.


Если первый элемент - гидрокостюм - подобрать достаточно просто - по размеру, то выбор трапеции нуждается в консультации специалиста и тестировочных катаниях. Существует два вида трапеций: поясные и сидячие. Каждый из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

Поэтому, прежде чем, потратиться на покупку трапеции для виндсерфинга, тщательно испробуйте на практике оба вида трапеций. Ваш стиль катания и опыт в виндсерфинге подскажет, на какой модели лучше остановиться.

Попутного вам ветра и волны.

Наш журнал уже рассказывал о всесезонном виндсерфере, способном с одинаковым успехом двигаться по воде, снегу и льду (см. «М-К» № 11 за 1987 г.).

И вот не так давно появились сообщения, что подобные снаряды используются и за рубежом, причем в США, в штате Нью-Хэмпшир, как пишет журнал «Попьюлар микеникс», уже несколько лет подряд проводятся международные соревнования по зимнему виндсерфингу. Среди «ледовых» мини-парусников, участвовавших в состязаниях, встречается немало интересных конструкций, технические решения которых вполне могут быть использованы и энтузиастами нового вида спорта.

Своеобразный «мини-тримаран»-виндсерфер, опирающийся на три лыжи, предназначен для движения и по льду, и по снегу. Разработанный финскими спортсменами и названный «Винтерборд», он по своей схеме очень напоминает конструкцию, о которой рассказывал наш автор Н. Шершаков в статье «Под парусом - круглый год». Правда, этот снаряд несколько компактнее, а боковые лыжи с внешней стороны окантованы стальными полосами - для повышения устойчивости на курсе при езде по льду. Кстати, лыжи здесь применены обычные, беговые, соединенные четырьмя металлическими поперечинами, выполняющими и роль рессор.

Другой тип снаряда - виндсерфер-буер - предназначен только для гонок по льду и представляет собой довольно оригинальную конструкцию. Впервые появившийся в 1983 году, он за короткое время обрел значительную популярность и даже получил собственное название - «Фри скейт». Кстати, на одной из модификаций такого серфера была достигнута скорость в 48 миль в час (77 км/ч).

«Фри скейт» напоминает доску обычного серфера из стекло- или углепластика. Спереди установлен универсальный шарнир для мачты, а снизу по оконечностям - передний и задний «мосты», заимствованные от скейтборда, но вместо роликов оснащенные двумя парами стальных коньков длиной 406 и высотой 50 мм каждый. Благодаря такой ходовой части микробуер обладает завидной маневренностью.

Используя основную идею, заложенную в последней конструкции, несложно изготовить простейший ледовый виндсерфер, точнее - зимний парусный скейтборд. Основа рамы - продольная балка из толстостенной дюралюминиевой трубы Ø 40 мм и длиной 1,5 м (подойдет и лонжерон квадратного или прямоугольного сечения). Дополнительные боковые продольные и поперечные балки рамы создают опору для палубы - листа фанеры или стеклопластика. К основной продольной балке на кронштейнах крепятся шарниры от скейтборда. (Впрочем, последние несложно изготовить самому - например, по технологии, предложенной в «М-К» № 4 за 1979 год.) Для этого кронштейн под углом 60° приваривается к стальному отрезку трубы, внутренний диаметр которой соответствует диаметру основной балки. В кронштейне сверлятся отверстия под шкворень - болт М10. Чтобы шарнирное соединение было более надежным, в отверстия можно вварить отрезок трубки. Шкворневая скоба выгибается из стального листа толщиной 4 мм. При сборке между нею и кронштейном следует поместить резиновую прокладку толщиной 15-20 мм.

Задняя пара коньков может быть установлена таким же образом или просто приварена. В последнем случае маневренность виндсерфера несколько ухудшится, но повысится устойчивость на курсе.

Ходовая часть:

1 - передние коньки, 2 - основная продольная балка, 3 - универсальный шарнир мачты, 4 - мачта, 5 - палуба, 6 - петля для ног, 7 - задние коньки, 8 - рама.

28.03.2018 06:40:00

Зима в разгаре, вода надежно скована льдом, поля укрыты снежным одеялом. Это любимое время для зимних виндсерферов: любой простор становится огромным стадионом, любая поверхность может быть треком для тренировок и состязаний. Над белой пеленой стремительно несутся паруса, будто летом над водой... В поземке порой даже не различить, на чем стоят спортсмены, какие снаряды применяются для зимнего виндсерфинга, как все это вместе работает?

В наше время, помимо множества вариантов для любителей, есть три основных типа снарядов для гонок. Это сани на двух длинных лыжах – «двухлыжка», затем «монолыжа» – одинарная лыжа с парусом, и айсборд – доска на коньках. Все три типа относят к классу «парусные сани». Любые снаряды могут участвовать во всех соревнованиях класса, по выбору спортсмена. Впрочем, гонщики, за редким исключением, привыкают к одному типу и нечасто меняют свое предпочтение. Так уж сложилось (главным образом, из-за климата), что за рубежом популярны айсборды и узкие парусные сани. У нас в стране издавна гонщики побеждали на монолыжах. В последние годы архангельские спортсмены разработали и внедрили в практику гонок особые сани – двухлыжные, но значительной ширины, около метра. Эта широкая «двухлыжка» отлично идет и по жесткому покрытию, и по рыхлому снегу. Благодаря увеличенной площади опоры появилась возможность ставить паруса больших размеров, справляться с сильными порывами, не теряя скорости. На недавних чемпионатах России и мира в первых рядах был именно этот снаряд.

Кроме гоночных снарядов, есть немало вариантов для любителей, и среди них наиболее интересный – «снежная доска». Снаряд также популярен и для любительских гонок, участвовал и в последнем чемпионате.

Монолыжа , или точнее сказать, парусная лыжа – исключительно наш снаряд, отечественный. Мало кто за пределами СССР применял монолыжу в ее классическом виде. Снаряд внешне кажется простым – на длинную широкую лыжу установлена небольшая площадка на нескольких опорах, распределенных вдоль по осевой линии. Площадка, как правило, возвышается над лыжей на 8-12 см. Лыжа берется максимально длинная, широкая. Хорошо подходят лыжи для прыжков с трамплина, длиной свыше 240 см, и шире 10 см. Невзирая на то, что такие лыжи не имеют стальных кантов, снаряд неплохо идет даже по плотному насту. Иногда на прыжковую лыжу ставят небольшие коньки по бокам, для стабильности на заледенелых участках. Для голого льда берут лыжу для скоростного спуска (Speedski), длиной 230 и более сантиметров, с острыми стальными кантами. На площадке устанавливается шарнир от виндсерфинга, примерно над геометрическим центром лыжи или чуть спереди.


©


©

Опоры площадки стараются выполнить так, чтобы обеспечить свободу гибкой лыже, которая в результате «облизывает» микрорельеф, меняет прогиб по мере давления и таким образом работает максимально эффективно. Изобрел парусную лыжу в Таллинне еще в середине 1970-х годов таллиннский яхтсмен Юрий Плизник («КиЯ» №75, 1978 г.). В Советском Союзе она долгое время была монотипом для гонок. Парус для монолыжи был ограничен в гонках до 7.5 м2 – больший парус на монолыже сложно контролировать. Старт снаряда нередко происходит с разбега, поскольку довольно сложно удержаться на сравнительно неширокой опоре стоя на месте и на малой скорости. На галсе спортсмен движется в особой стойке – одна нога спереди мачты, другая чуть позади – откренивая на себя и парус, и монолыжу. По мере скольжения интуитивно подбирается угол закантовки, оптимальный для данного покрытия, силы ветра, курса и скорости. Гонщик, таким образом, балансирует «на грани», добиваясь максимальной отдачи. Монолыжа в подходящих условиях за счет своей эффективности даже с небольшим парусом вполне способна обойти другие снаряды, несущие бОльшие площади. Снаряд способен нести паруса и более семи с половиной «квадратов», однако комфортный диапазон парусности на монолыже невелик.

При усилении ветра вести узкую лыжу на порывах становится сложнее, начинаются срывы, падения, в гонку приходится брать парус поменьше, что сказывается на результате. В достаточный ветер лыжа идет и по рыхлому снегу – за счет ажурности опор и высокой площадки, как бы всплывая с разгона. Возможно применение снаряда и на льду, если лыжа снабжена кантами или коньками. Повороты на монолыже выполнять непросто. Лихие оверштаги без опоры ногой на снег доступны только мастерам, однако зимой это имеет лишь зрелищный смысл. Развернуть снаряд быстрой переброской чаще всего более эффективно, хотя и для этого нужна практика.

На монолыже в 90-е наши спортсмены не раз выигрывали чемпионаты мира. В мурманском клубе налажен пошив специальных парусов для монолыж, со специфической геометрией.

Двухлыжка, как следует из названия, напоминает сани о двух полозьях. Полозьями чаще всего служат прыжковые лыжи, иногда – лыжи для скоростного спуска. На лыжи установлена площадка непростой конструкции, как правило на четырех опорах. Лыжи применяются весьма длинные, 250-270 см. Шарнир на двухлыжках ставится чуть спереди от середины лыж. Лыжи изначально выровнены строго параллельно, с заметным наклоном наружу – как говорят, «закантованы». Таким образом, лыжи постоянно скользят только на наружных кантах. В конструкции опор предусмотрена возможность изменения закантовки лыж, что позволяет подстраивать снаряд под разные снежно-ледовые условия, возможны также другие регулировки. Можно выделить две разновидности двухлыжек – узкая «финская» и широкая «архангельская».

Финская двухлыжка известна с давних времен. Характерной чертой является узкая площадка и близко расположенные лыжи. Комфортность ведения снаряда выше, чем у монолыжи, немного шире и диапазон парусов. Узкая двухлыжка идет и по льду, и по снегу, но в целине может увязать из-за низкой площадки, нагребать снег из-за сложной конструкции, съезжать набок из-за неширокой расстановки лыж. Возможен поворот фордевинд на плотном покрытии, как на скорости, так и почти на месте. Другие повороты можно выполнить с переступанием, но не так резко, как на монолыже. Снаряд подходит как для любителей, так и для спортсменов-гонщиков. Были попытки выпускать узкие двухлыжные сани массово, но в настоящее время серийно их не производят.



©

Широкую двухлыжку начали развивать в Архангельске с середины 2000-х гг. Это развитие двухлыжной конструкции, но весьма кардинальное. Длинные лыжи несут на себе выпуклую площадку шириной около метра. Благодаря особой конструкции опор есть возможность настройки не только закантовки, но и подстройка параллельности лыж, «сход-развал».


©

©

Снаряд напоминает доску для водного виндсерфинга по стойке и манере ведения: гонщик стоит обеими ногами за мачтой, откренивает парус не только на ветер, но и назад, стоя ближе к краю широкой площадки. Если надо удержать порыв, смещает центр тяжести тела на ветер и назад по доске: как говорят виндсерферы, «уходит» в корму. Благодаря оптимальной расстановке широких лыж снаряд хорошо идет и по глубокому снегу, не проваливаясь и не кренясь. Широкая двухлыжка позволяет двигаться по рыхлому снегу даже в слабый ветер, для чего спортсмен встает ближе к центру широкой площади опоры, ведя двухлыжку максимально ровно. Закантовку при этом, как правило, настраивают поположе… Скоростной поворот фордевинд возможен на любом покрытии, и начинающим зимним виндсерферам он дается без долгих тренировок. Снаряд может нести большие паруса, 10 квадратов и более, не только при ровной тяге, но и в сложной ветровой обстановке. Даже с большим парусом можно удерживать порывы на скорости, уверенно идти как в слабый, так и в сильный ветер. По манере снаряд является зимним аналогом известной «формулы виндсерфинг» – широкой водной доски. В 2011-м году на широкой двухлыжке достигнут серьезный успех – победа наших спортсменов в чемпионате мира после долгого перерыва. С тех пор на архангельском снаряде занимают призовые места и на мировом уровне, и, разумеется, в России. Ведущие спортсмены мира стараются копировать архангельскую конструкцию, внося также и свои изменения. В Архангельске меж тем налажено серийное производство двухлыжек под маркой «MUST». Отработана оптимальная схема: выпуклая площадка опирается на легкие прочные опоры, они же узлы, позволяющие проводить быструю сборку-разборку снаряда. Все опоры унифицированы, и это дает возможность разбирать снаряд для перевозки, быстро заменять лыжи и даже менять лыжи местами в гонке.

Конструкция совершенствуется и еще `не достигла своего «потолка». В последнее время производители MUST добавляют опционально стальные канты-коньки, врезая металлические полоски по внешним, рабочим краям лыж. Они повышают надежность ведения снаряда на льду, практически не утяжеляя конструкции. Также отечественные умельцы разработали особые лыжи, исключительно для зимнего виндсерфинга, где тонкий кант врезан по всей длине лыж изначально, как и на фирменных горных лыжах. Совершенствуется и дизайн площадки для гоночных двухлыжек: и за рубежом, и у нас все чаще делают «палубы» многослойной конструкции, с изрядным количеством карбоновых волокон. Такие двухлыжки заметно легче при повышенной прочности и оптимальной упругости, что позволяет рассчитывать на высокий результат.

Айсборд ведет родословную непосредственно от буера. Устроен похоже: к прочной площадке снизу прикреплены острые подвижные коньки. Для гонок применяют относительно длинные лезвия, 30 и более сантиметров. Наиболее популярная у любителей и спортсменов схема с четырьмя подвижными коньками носит название хайборд (Hiboard). Реализуется на небольшой продолговатой доске. По принципу работы подвески хайборд напоминает скейтборд: коньки попарно параллельны, и каждая пара к тому же может поворачиваться в горизонтальной плоскости. Изменение направления движения производится креном площадки в нужную сторону, что обеспечивается попросту давлением ногами на край доски. Так как одновременно спортсмен должен еще и откренивать парус, моторика движения довольно замысловатая. Зато снаряд получается удивительно маневренный и вместе с тем скоростной. Хайборд применяется как для фристайла, так и для слаломных гонок. Повороты на хайборде можно заложить покруче, чем летом на водных досках, притом без срыва снаряда, именно «резаные». Даже на небольшом катке умелые фристайлеры ухитряются чертить лихие восьмерки и изящные спирали, развлекая публику.


©

©

На айсборды, как правило, ставят небольшие паруса. В Европе, где снега мало в последние десятилетия, а чистый лед не редкость, айсборды разных видов весьма популярны. Кроме того, налажено серийное производство – латвийский хайборд под маркой Hiberna широко используется как для соревнований, так и для любительского катания.

Кроме айсборда на упругой подвеске, издавна известен коньковый снаряд под названием «трехконьковка». Он ближе к буеру по конструкции, задняя пара коньков установлена жестко, передний конек рулится специальным рычагом. Известны и другие варианты айсбордов, например, специальные снаряды для установления рекордов скорости. Именно на айсборде был поставлен рекорд скорости в 2012-м году – Джеффри Браун из США достиг 97 км/ч на дистанции в 500м.

Снежная доска возникла как логичное развитие идеи летней монолитной, негибкой доски, без каких бы то ни было подвижных элементов. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, создателям пришлось поломать голову и над формой доски, и над ее конструкцией. Нагрузки на снегу и льду побольше, чем на воде, поверхность весьма коварная и разнородная. Для льда, например, такой доске нужны остро заточенные коньки, а чтобы при этом снаряд поворачивал, нужна особая форма этих коньков, как и хитрая геометрия всего днища (так называемый «рокер»). За океаном такая доска известна как сноуфер. В нашей стране с недавних пор серийно выпускается DSD – снаряд, разработанный самарским спортсменом и изобретателем Дмитрием Скобелевым. Доска хорошо идет как по рыхлому снегу, так и по насту, давая возможность выполнять лихой фордевинд и даже оверштаг. Этот снаряд по геометрии и манере ведения ближе всего к водным доскам. Начинающие зимние виндсерферы, как показывает практика, сразу становятся в петли и без опасений подцепляются трапецией к парусу. Есть возможность поставить специальные коньки, которые острее и выше штатных – тогда и по льду доска режется уверенно.

©


©

Эта конструкция поль¬зуется популярностью среди любителей, а также в серф-клубах для проката зимой и для обучения. Сейчас выпускается уже вторая, улучшенная доска, пригодная и для люб¬ительских гонок, под названием «DSD Ultra». В скором времени планируется создание новой версии, исполь¬зующей самоновейшие технологии – карбон, особую скользящую поверхность и тому подобные инновации. Доска производится серийно, на базе отечественных материалов, и доступна практически вс¬ем. В прошлом сезоне в Тольятти доски DSD Ultra впервые принимали участие в чемпи¬онате мира WISSA-2017.


*предыдущая статья на эту тему – «Зимний виндсерфинг: из прошлого в будущее», КиЯ №2(254) за 2015 г.

Текст статьи: Алексей Левин. Иллюстрации: Марины Турусиновой, Светланы Дробышевской

Загрузка...