rbatpro.ru

Самый старый из живущих пилотов формулы 1. Луиджи Муссо, Luigi Musso

Здравствуйте уважаемые.
Тут буквально намедни новый владелец отстранил от дел легендарного Берни Экклстоуна, отфутболив его на почетную, но абсолютно непонятную должность "почетного президента". Впрочем, это все было ожидаемо давно. Был вопрос только один - когда. Как-никак, мистеру Экклстоуну уже 86. Но с другой стороны - Берни - это и есть "Формула 1" и куда она теперь будет развиваться - большой вопрос.
"Королевские гонки" - это всегда было интересно. Мощь, сила, инновации, самые интересные разработки и самые талантливые пилоты. Но это еще и смертельная опасность...и для зрителей, и, конечно же для пилотов. О некоторых из них я хотел бы сегодня вспомнить.
Вообще на соревнованиях "Формулы 1" за все время проведения погибло 34 пилота. Однако, я бы включил сюда и тех, кто выступал в "Королевских гонках", но разбился в других сериях. Это было бы справедливо. Правда тогда этот печальный список увеличится еще на 22 фамилии. Вспомним некоторых.
Вплоть до 80-х годов гонки "Формулы 1" в буквальном смысле были смертельно опасны - безопасность была в зачаточном состоянии, а пилоты гоняли на огромных, плохоуправляемых бочках с бензином. Отсюда и результаты - большинство смертей было до 1982 года. Насколько все было опасно можно видеть даже в очень классном фильме "Гонка" (всем советую), хотя там машины уже хоть более-менее пытались приблизить по стандартам безопасности к современным болидам.
Но раньше гибли просто пачками
6 июля 1958 года разбился итальянский пилот "Ferrari" Луиджи Муссо , победитель "Гран-При Аргентины". На 10 круге гран-при Франции 1958 года, проходившим на трассе Реймс-Гу, его болид вылетел с трассы в шпильке Muzione и рухнул в кювет, а пилот был выброшен из машины. От полученных травм скончался в тот же день в больнице недалеко от трассы.

Меньше, чем через месяц, английский пилот все той же "Феррари" Питер Коллинз погиб на 11 круге "Гран-При Германии" в Нюрбунринге. На его счету победы в 3 гран-при.

10 сентября 1961 года немецкий гонщик и аристократ Вольфганг Александр Альберт Эдуард Максимилиан Райхсграф Берге фон Трипс , на счету которого числилась победа и несколько подиумов, погиб в одной из самых страшных гонок в истории автоспорта. На втором круге "Гран-При Италии", проходившем в Монце немецкий гонщик потерял контроль над своей Ferrari, столкнулся с Джимом Кларком и вылетел из болида. Погиб на месте, но машина вылетела к зрителям, что привело еще к 14 смертельным исходам. Кстати, гонку так и не остановили.


Страшно погиб итальянский пилот "Ferrari" Лоренцо Бандини . 7 мая 1967 года на "Гран-При Монако" у него не заладилось с самого начала. На 82 круге он потерял управление в шикане и вылетел, перевернувшись. Практически сразу же автомобиль загорелся, а пилот не смог выбраться. Пожарные сработали из рук вон плохо - потушили только через 4 минуты... Получивший ожоги 70 % тела, Лоренцо прожил ещё три дня, и в среду, 10 мая 1967 года умер. На его счету было одно Гран-при и один поул.

Первый разбивший чемпион мира (посмертный - и это тоже исключительный случай) это австриец Карл-Йохен Риндт . Гонщик "Лотуса" уверенно лидировал в чемпионате 1970 года, но 5 сентября 1970 года во время классификации на Гран-при Италии в Монце, Риндт зачем то выехал со снятыми антикрыльями (для увеличения скорости) и машина въехала в отбойник, который был плохо закреплен. Пилоту перерезало горло ремнем безопасности.

6 октября 1973 года на квалификации Гран-При США на трассе Уоткинс-Глен гонщик команды Tyrrell Франсуа Север ошибся с траекторией, ударился об обочину и вылетел с трассы, буквально кувыркаясь. Гонщик погиб на месте. На его счету было одно выигранное Гран-при.

Американец Питер Джеффри Ревсон из конюшни Shadow разбился насмерть 30 марта 1974 года на тестах перед Гран-при Южной Африки трассе Кьялами. На счету американца было 2 победы и 1 поул.

Совершенно по-дурацки погиб валлиец Том Прайс из того же Shadow. На Гран-при Южной Африки 1977 года он сбил 19-летнего маршала Фредрика Янсена ван Вюрена,. который перебегал трассу с огнетушителем, чтобы помочь загоревшемуся в болиде Ренцо Дзордзи. Том не видел маршала и сбил его насмерть. При этом огнетушитель попал в голову пилоту и убил его на месте. До этого на счету у гонщика было 2 подиума в Гран-при.

11 сентября 1978 года на Гран-при Италии в Монце погиб опытнейший гонщик команды Lotus Ронни Петерсон . У шведа за плечами было 10 выигранных гонок, он являлся дважды вице-чемпионом мира. На старте он попал в аварию, но она была не смертельной. Его доставили в больницу с переломами обеих ног. По словам врачей Петерсон находился в тяжелом состоянии, однако его жизни ничего не угрожало. Тем не менее, ночью он скончался. Причиной смерти послужили травмы, вызвавшие жировую эмболию. Вот и так бывает...

8 мая 1982 года на квалификации Гран-при Бельгии в Зольдере погиб один из самых известных и почитаемых в мире автоспорта пилотов - канадец Жиль Вильнев (отец будущего чемпиона мира Жака Вильнева). выступающий за "Феррари", на счету которого было 6 побед и 2 поула.
За пару минут до конца квалификации Жиль 8 задевает передним левым колесом правое заднее колесо автомобиля March Йохена Массаи буквально взлетает вверх и делает несколько кульбитов. Авария была страшнейшая.. Вильнев умер в больнице после клинической смерти.

С тех пор правила безопасности серьезно ужесточились и с 1982 года погибло всего 3 гонщика, зато один из них был просто легендарный.
Гибель трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны я видел в прямом эфире. И помню, как сильно я тогда переживал за него, надеясь, что все сложится хорошо. Увы....
Рассказывать не буду - ибо слишком много информации про это все. Меня поразило другое. В за день до этого в квалификации погиб новочок формулы австриец Роланд Ратценбергер. По словам очевидцев, Айртон очень и очень близко воспринял эту смерть и даже не хотел выходить на гонку, словно что-то предчувствуя. Но не выйти просто не мог....

Ну а последняя на данный момент смерть произошла относительно недавно. Молодой французский гонщик Жюль Бьянки из конюшни Marussia 5 октября 2014 года во время Гран-при Японии в сложных погодных условияхнеудачно вылетел с трассы на последних кругах, врезавшись на скорости 126 км/ч в работавший в зоне безопасности эвакуатор, который убирал болид Адриана Сутиля, разбившего здесь машину кругом ранее. При столкновении Бьянки ударился головой о противовес эвакуатора. В результате аварии француз получил тяжёлую травму головы. 17 июля 2015 года гонщик умер не приходя в сознание.

В других гонках погибли такие известные, а порою и легендарные гонщики как Альберто Аскари (1955 год)

Джим Кларк (1968)

Брюс Макларен (1970)

Йо Зифферт (1971)

Патрик Депайе (1980)

Элио Де Анджелис (1986)

и Микеле Альборето (2001)

В связи с проведением в этот уикэнд в Бахрейне торжественных мероприятий, посвященных открытию 60го чемпионата по автогонкам в классе машин Формулы-1 захотелось вспомнить, кто из чемпионов и других заметных гонщиков прошлого ныне здравствует.

Начнем со списка чемпионов:

Сэр Джон Артур "Джек" Брэбем (Австралия, р. 1926) - 1959, 1960, 1966.
Джон Сёртисс (Великобритания, р. 1934) - 1964
Сэр Джон Янг "Джеки" Стюарт (Великобритания, р. 1939) - 1969, 1971, 1973
Эмерсон Фиттипальди (Бразилия, р.1946) - 1972, 1974
Андреас Николаус "Ники" Лауда (Австрия, р.1949) - 1977, 1979, 1984
Марио Андретти (США, р.1940) - 1978
Джоди Дэвид Шэктер (ЮАР, р.1950) - 1979
Алан Стэнли Джонс (Австралия, р.1946) - 1980
Нельсон Пике (Бразилия, р.1952) - 1981, 1983, 1987
Кейо Эрик "Кеко" Росберг (Финляндия, р.1948) - 1982
Алэн Прост (Франция, р.1955) - 1985, 1986, 1989, 1993
Найджел Мэнселл (Великобритания, р. 1953) - 1992
Михаэль Шумахер (ФРГ, р.1969) - 1994, 1995, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005
Дэмон Грэхем Деверо Хилл (Великобритания, р.1960) - 1996
Жак Вильнев (Канада, р.1971) - 1997
Мика Хакконен (Финляндия, р. 1971) - 1998,1999
Фернандо Алонсо (Испания, р.1981) - 2006, 2007
Кими Райконен (Финляндия, р.1979) - 2007
Льюис Хэмилтон (Великобритания, р.1985) - 2008
Дженсон Баттон (Великобритания, р.1980) - 2009

Не дожили:

Нино Фарина (Италия) - 1950
Хуан Мануэль Фанхио (Аргентина) - 1951, 1954, 1955, 1956, 1957
Альберто Аскари (Италия) - 1952, 1953
Майк Хауторн (Великобритания) - 1958
Фил Хилл (США) - 1961
Грэм Хилл (Великобритания) - 1962, 1968
Джим Кларк (Великобритания) - 1963, 1965
Дени Хюльм (Новая Зеландия) - 1967
Йохен Риндт (Австрия) - 1970
Джеймс Саймон Уоллис Хант (Великобритания) - 1976
Айртон Сенна (Бразилия) - 1988, 1990, 1991

Из других ярких ныне здравствующих фигур прошлого можно вспомнить Хозе Флориана Гонсалеса (Аргентина, р. 1922) - вице-чемпиона 1954 и бронзового призера 1951 года. Он самый старый призер и вице-чепион Формулы-1, также он самый старый из победителей этапов Формулы -1. Его первая победа - это Гран-При Великобритании 1951 года.. Жив и Стирлинг Мосс (р.1926), как и Гонзалес бившийся за первое место еще с легендарным Хуаном Мануэлем Фанхио - четырехкратный вице-чемпион 1954, 1955, 1956, 1957 и трехкратный бронзовый призер - 1958, 1959, 1960.

Из гонщиков принимавших участие в самом первом чемпионате Формулы 1 в 1950г. кроме Х.Ф.Гонзалеса (он тогда принял участие в двух гонках и ни разу не финишировал) живы еще три пилота:

Джим Рэттмэн (США, р.1928) - он финишировал 24м на своей единственной гонке Инди 500, входившей тогда в календарь Формулы 1. В дальнейшем он еще 9 раз принимал участие в тех гонках Инди 500, которые проходили в рамках чемпионата мира. Однажды (1960) он выиграл, еще три раза был вторым и стал самым удачливым гонщиком Формулы 1 в гонках Инди 500. В других гонках Формулы 1 он не выступал.

Робер Мэнзон (Франция, р.1917) - провел в 1950-1956 29 гонок в Формуле 1, дважды был на подиуме.

И самый невероятный персонаж:
Пауль Питч (Германия, р.1911) - единственный ныне живущий боевой пилот "Серебрянных стрел", попадавший на подиум в гонке Чемпионата Европы еще в 1935г, когда занял третье место в Гран-При Италии за рулем Ауто Унион 8С-35. Поверить в это конечно трудно, но это так. Всего он провел в том сезоне две гонки в рамках Чемпионата Европы и поделил 11-13 места в общем зачете.
В дальнейшем он больше не выступал в заводских командах, но на Гран-При Германии 1939г. сумел совершить невозможное - на частной Мазератти занял третье место, пропустив вперед только руди Караччиоле и будущему чемпиону Херманну Мюллеру. В Формуле 1 он повел за три года три гонки.

Аргентинский гонщик Хосе Фройлан Гонсалес cкончался. В 1951 году спортсмен принес Scuderia Ferrari первую поул-позицию и победу в зачетном Гран-при Формулы-1, а спустя три года выиграл марафон "24 часа Ле-Мана". Пилот умер в Буэнос-Айресе в возрасте 90 лет. Хосе Фройлан Гонсалес выступал в Формуле-1 в 1950-х годах: пилот с прозвищами "Пампасский бык" и El Cabezón принял участие в 26 этапах чемпионата мира, выиграв две гонки.

Наибольшую известность Гонсалесу принесла победа в Гран-при Великобритании 1951 года, когда Хосе Фройлан управлял болидом Ferrari 375. До этапа в Сильверстоуне все квалификации и гонки Формулы-1 выигрывала Alfa Romeo. "На первой линии стартового поля стояли четыре машины: Alfa Romeo Фарины и Фанхио, а также две Ferrari – моя и Альберто Аскари, – цитирует аргентинского спортсмена Pitpass . – На старте все четверо забуксовали, и нас легко прошли парни со второго ряда, так что в первый поворот я входил четвертым. В тот момент Фанхио был позади меня».

"К концу второго круга я вышел в лидеры, но Хуан Мануэль Фанхио атаковал меня и вскоре опередил, – продолжил Гонсалес. – И все же, я не терял самообладания, ведь я знал, что рано или поздно ему все равно придется совершить дозаправку. Я преследовал Хуана на протяжении 30 кругов, а когда он свернул на пит-лейн, проехал мимо него. Через некоторое время в боксах Ferrari забеспокоились, что мне может не хватить топлива до конца гонки. Мне в бак долили 20 литров, но я все равно смог сохранить лидерство: после пит-стопа мой отрыв от Фанхио составил 50 секунд. Ближе к финишу я мог даже сбросить темп, не рискуя потерять победу".

"Я понял все значение этой гонки только три дня спустя, когда в среду после заезда приехал в Маранелло и встретился с Энцо Феррари, – добавил пилот. – У него в кабинете прямо позади стола висела большая фотография моей победы. Он попросил меня расписаться на этом снимке, а потом рассказать все мельчайшие подробности прошедшей гонки. Затем он подарил мне золотые часы с изображением Гарцующего жеребца".

Хосе Фройлан Гонсалес за рулем Ferrari 375 на Гран-при Великобритании 1951 года

Гонсалес переехал в Европу из Аргентины вслед за своим земляком Хуаном Мануэлем Фанхио. Хосе Фройлан начинал участвовать в гонках с открытыми колесами на частной Maserati, а в 1951 году его пригласили в Ferrari. В сезоне-1954 спортсмен стал вице-чемпионом мира, уступив в общем зачете только Фанхио. В том же году пилот принес Scuderia Ferrari вторую победу в "24 часах Ле-Мана": Гонсалес выиграл суточную гонку в паре с французом Морисом Тринтиньяном. После своего самого успешного сезона в Европе Хосе Фройлан вернулся в Южную Америку. Следующие шесть лет Гонсалес продолжал эпизодически участвовать в гонках Формулы-1: аргентинец выходил на старт зачетных этапов до 1960 года.

После смерти Хосе Фройлана Гонсалеса самым старым из ныне живущих победителей Гран-при Формулы-1 стал трехкратный чемпион мира сэр Джек Брэбэм. Сейчас австралийцу 87 лет.

Памяти пилотам 50-х годов, чьи жизни преждевременно оборвались в кокпитах спортивных болидов Формулы-1.

Одни источники утверждают, что за время существования Формулы-1 погибло 46 пилотов, другие, третьи - 49… Так где же правда?

Попробуем разобраться, какова же все таки настоящая цена королевским гонкам?

В этом посте я попробую объединить информацию о погибших пилотах 50-х годов.

1. Раймон Соммер, Raymond Sommer

Команда: Талбот-Даррак

Место гибели: Франция, Тулуза, трасса Кадур, первый сезон Формулы-1.


Участвовал в самом первом чемпионате Ф-1 (1950 г.), набрал всего 3 очка (4-е место в Гран-при Монако, известном самой первой большой аварией в Ф-1 – тогда стояла ветреная погода и из-за морских брызг трасса стала мокрой, что привело к столкновению сразу девяти машин на первом же круге; удивительным образом никто из гонщиков не пострадал).

Погиб во второстепенной гонке в классе до 500 кубов в Тулузе на трассе «Кадур». Как считается, у его Cooper заклинило колесный подшипник, после чего машина потеряла управление.

2. Луиджи Фаджиоли, Luigi Fagioli

Команда: Альфа Ромео

Место гибели: Монте-Карло, Монако.


«Старый грабитель из Абруцци» – такое у него было добродушное прозвище – Фаджиоли был одним из величайших итальянских гонщиков, настоящий индивидуалист, частенько не соглашавшийся с признанными авторитетами.

В 1952 г. в Гран При Монако принимали участие только кузовные автомобили; во время тренировочного заезда Фаджиоли потерял управление в туннеле и врезался в бетонную балюстраду. Его выбросило из автомобиля, и в госпиталь он был доставлен в бессознательном состоянии, с переломами руки и ноги. Четыре дня спустя он пришел в сознание, казалось, опасность миновала, но по прошествии трех недель после аварии у него случился рецидив - полностью отказала нервная система, и в возрасте всего лишь 54 лет он скончался.

3. Чет Миллер, Chester Miller

Команда: Kurtis Kraft

.


Имел прозвище «Глава автострады». Разбился во время практики на трассе Индианаполиса.

4. Карл Скарборо, Carl Scarborough

Команда: Kurtis Kraft


Финишировав 12-м в гонке на трассе Индианаполиса, умер от теплового удара.

5. Шарль де Торнако, Charles de Tornaco

Команда: Экюри Франкоршам, Ecurie Francorchamps

Место гибели: трасса Модена, Италия.


У сына богатого и известного гонщика 20-х барона де Торнако, как говорят, не было отцовского таланта. Гонки он обожал, но водил плохо. В команду «Экюри Франкоршам» он попал только благодаря связям, деньгам и энтузиазму, стартовал всего в двух гонках. Еще в одной он не прошел квалификацию, а однажды почему-то отказался стартовать.

Погиб он во время практики к Гран-при Модены, не входившему в зачет чемпионата мира, когда на сложном участке трассы не справился с управлением. Его «Феррари» перевернулся, и Шарль получил тяжелые повреждения головы и шеи. Медицинское обеспечение того Гран-при оказалось на таком низком уровне, что де Торнако умер в салоне обычного автомобиля, на котором его хотели отвезти в больницу.

6. Феличе Бонетто, Felice Bonetto

Место гибели: Силао, Мексика.


Известный под прозвищем «Пират» Бонетто заслужил славу бесстрашного, а порой и безрассудного гонщика. В Ф-1 поменял три команды, ни в одной на первых ролях не был, но в индивидуальных гонках на собственной «Лянче» нередко одерживал громкие победы.

В канун своего 50-летия Бонетто был более деятелен, чем когда-либо, на подколки насчет возраста отвечал шутками и победами. Впервые проведя полный сезон в Ф-1 в качестве третьего пилота «Мазерати», он вновь пересел за руль собственной машины, выиграл Гран-при Португалии, финишировал третьим в популярной итальянской «Милле Милья».

Участвуя в изнурительной многодневной «Каррера Панамерикана», на скользкой трассе в мексиканской деревне Силао Бонетто не справился с управлением, его «Лянчу» занесло, и он погиб, врезавшись в фонарный столб.

Автомобиль Бонетто после катастрофы.

7. Онофре Маримон, Onofre Augustin Marimon

Команда: Officine Alfieri Maserati

Место гибели: трасса Нюрбургринг, Германия


Онофре считался протеже знаменитого 5-кратного чемпиона Ф-1 Хуана Мануэля Фанхио, который в прошлом неоднократно сходился на южноамериканских трассах с его отцом, Доминго.

Во время квалификационного заезда в немецком Нюрбургринге, пытаясь показать лучшее время, чтобы занять место получше на стартовом поле, Маримон не рассчитал траекторию на одном из поворотов. Его «Мазерати», пробив ограждение, вылетел с трассы и закувыркался вниз по склону, убив гонщика

8. Мануэл («Манни») Айюло, Manuel ("Manny") Ayulo

Команда: Peter Schmidt

Место гибели: Индианаполис, Индиана


Американский автогонщик Формулы-1 участвовавший только в Индианаполисе 500, где финишировал 3-м в 1951 году, заменяя правда Грега МакГрата.

Погиб на тренировке перед Инди 500 1955 года.

9. Альберто Аскари, Alberto Ascari

Команда: Scuderia Lancia

Место гибели: трасса Монца


Так как Альберто был сыном известного гонщика - его отец, Антонио, погиб в Монлери, когда юному Аскари было всего семь лет, - его карьера в спорте была логична и неизбежна.

Аскари был очень суеверным. Его отец Антонио тоже в свое время был весьма известным гонщиком и погиб 26 мая 1925 года в возрасте 36-ти лет. Поэтому Альберто никогда не садился за руль 26-го числа любого месяца, а когда ему исполнилось 36 (в июле 54-го), вообще хотел завязать с автогонками…

22 мая на Гран-при Монако (2-й этап чемпионата Ф-1) Аскари попал в знаменитую аварию на набережной – его болид пробил ограждение и рухнул в воду.

Альберто отделался испугом и легкими лицевыми травмами, да еще утопил свой «фартовый» шлем. Но парадоксальным образом решил, что это не предупреждение свыше, а напротив, счастливый знак. Дескать, снаряд в одну воронку дважды не попадает. К тому же до 37-летия оставалось всего ничего – каких-то полтора месяца. И спустя четыре дня, 26-го мая, точно в день 30-летия гибели его отца, Альберто сел за руль «Феррари» на трассе в Монце, чтобы протестировать автомобиль к предстоящей гонке Суперкортемаджоре.

По так и не выясненной до сих пор причине его машина потеряла управление и вылетела с трассы, перевернувшись несколько раз. Смерть Аскари была мгновенной.

Итальянская нация оплакивала потерю их лучшего гонщика, а главный конкурент Аскари Фанхио сказал: «Я потерял своего величайшего соперника.»

10. Билл Вукович, Bill (William) Vukovich

Команда: Lindsey Hopkins

Место гибели: Индианаполис, Индиана


Из-за интенсивного стиля вождения был известен под прозвищем «Вуки» («Vuky» - VOO-kee) и «Бешеный русский» (хотя он терпеть не мог это название, т.к. был по происхождению сербом). Гонщики его поколения называли его самым великим явлением в американском автоспорте.

Погиб во время гонки, столкнувшись с другим автомобилем на выходе из поворота. Болид Вуковича вылетел за ограждение, несколько раз перевернулся и загорелся. Вукович некоторое время был жив, но спасти его не удалось.

11. Пьер Левег, Pierre Levegh (Pierre Eugene Alfred Bouillin)

Команда: Pierre Levegh

Место гибели: трасса Ле-Ман


Самая трагическая фигура в мире автоспорта. Левег был назван в честь своего дяди – тоже гонщика, выступавшего в самом начале столетия. Еще до начала войны его мысли были заняты только 24-часовой гонкой в Ле-Мане, и он терпеливо ждал возможности принять участие в этом классическом соревновании; шанс исполнить свое заветное желание представился ему в 1938 г., и он выступил за команду Talbot.

В 1951 г. в Ле-Мане на заводском Talbot он финишировал четвертым, но остался недоволен машиной и принял решение на следующий год выйти на старт на собственном автомобиле, все расходы по подготовке которого он нес самолично. И все затраты практически оправдались – он в одиночку вел машину на протяжении более 22 часов и был несомненным лидером, когда у него отказал переключатель скоростей и полетел двигатель.

Казалось, его мечта так и останется несбыточной, но в 1955 г. Нойбауэр, помня о подвигах Пьера, предложил тому место за рулем заводского Mercedes. Как будто предчувствуя беду, Левег озвучил свое беспокойство, находясь на прямой перед боксами, и его опасения оправдались: на том же самом месте его машина, наткнувшись на корпус шедшего впереди и резко тормознувшего болида, в результате которого его машина буквально взмыла в воздух и рухнула прямо на переполненные трибуны.

Огонь и обломки, несущиеся со огромной скоростью (а корпус «Мерса» был вдобавок выполнен с добавками магния), стали причиной самой страшной трагедии в мире автоспорта – 11 июня мгновенно нашли свою смерть сам гонщик и 86 зрителей, еще около двух сотен получили травмы и ожоги различной степени тяжести.

12. Луи Розье, Louis (Gean-Louis) Rosier

Команда: Ecurie Rosier

Место гибели: Нейи-сюр-Сен, Париж


Ветеран, имевший в послужном списке много эффектных побед в самых разных гонках, в Ф-1 выступал самостоятельно и особых успехов не добился. Во многом потому, что не имел достаточно средств для приобретения новейших автомобилей. Он ездил уверенно и надежно, с разумной долей риска, но использовал устаревшие переделанные и доработанные «Талботы», «Феррари», «Мазерати», которые не тянули против более мощных моделей лидеров.

Последнюю свою победу Розье одержал в начале октября на гонке «1000 км Парижа» на «Мазерати», после чего практически сразу же вышел на старт в Монлери – на трассу, которую он знал отлично – уже на «Феррари». Под проливным дождем машина перевернулась, и гонщик получил тяжелые травмы головы, от которых три недели спустя скончался.

Посмертно был награжден французским Орденом Нации.

13. Эудженио Кастеллотти, Eugenio Castellotti

Команда: Scuderia Ferrari

Место гибели: трасса Модена


Тестируя машину перед предстоящим вскоре Гран-при Феррари в Модене, на мокрой трассе врезался на полном ходу в барьер. От удара пилота выбросило из кабины, и накрывшие его обломки автомобиля довершили начатое при столкновении дело…

Место после катастрофы:

14. Альфонсо де Портаго, Alfonso de Portago (Don Alfonso Antonio Vicente Blas Angel Francisco Borija Cabez de Vaca y Leighton, Carvajal y Are, XVII Marques de Portago, Marques de Moratalla, XIII Conde de La Mejorada, Conde de Pernia, Duke of Alagon, Grande de Espana)

Команда: Scuderia Ferrari

Место гибели: Милле-Милья, между Гоито и Гвидиццоло


Его смерть потрясла всю Италию, но еще больше – Испанию. Это был не просто первый испанский пилот-формулист, погибший в гонке. Дон Алфонсо Антонио Висенте Блас Анхел Франсиско Борха Кабес де Вака и Лейтон, Карбахал и Аре, XVII-й маркиз де Портаго, маркиз де Мораталья, XIII-й граф де ла Мехорада, граф де Перниа, герцог Арагонский, Гранд Испании был одним из титулованнейших людей страны.

Он был разносторонним и талантливым спортсменом, становился победителем на ипподромах, теннисных кортах, в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, в стипльчезе и бобслее, где даже принял участие в Олимпийских играх-56. В 1954-м всерьез увлекся автогонками и сразу доказал, что и в них он не последний человек – занял второе место в «1000 км Буэнос-Айреса». В 56-м был приглашен в команду «Феррари». Первый сезон ушел на привыкание, но в паре гонок новичок показал себя с самой лучшей стороны и в начале 1957 года считался претендентом если не на чемпионство, то наверняка на место в первой пятерке.

За неделю до Гран-при Монако состоялась традиционная и считавшаяся самой опасной в мире «Милле Милья» в Италии, где среди прочих стартовал и де Портаго. Он шел в первой десятке, когда за 120 километров до финиша лопнувшая на огромной скорости шина превратила его «Феррари» в катафалк для него самого и для его давнего друга и сменного пилота Эда Нельсона. Мало того, влетевшая в толпу неуправляемая машина убила десятерых зрителей.

После этого инцидента гонка «Милле Милья» была запрещена специальным постановлением итальянского правительства.

15. Кэйт Эндрюс, Keith Andrews

Команда: Farina

Место гибели: Индианаполис, Индиана


Во время теста попал в аварию. Автомобиль был полностью разрушен. Умер вскоре после аварии.

16. Пэт О"Коннор, Pat (Patrick) O"Connor

Команда: Sumar/Chapman Root

Место гибели: Индианаполис, Индиана


Во время гонки его автомобиль потерял управление, взлетел, перевернулся в воздухе, упал на пилота и загорелся. Хотя Пэт сгорел в автомобиле полностью, врачи утверждают, что он скончался в момент падения автомобиля от тяжелой травмы головы.

17. Луиджи Муссо, Luigi Musso

Команда: Scuderia Ferrari

Место гибели: трасса Реймс, Франция


Третий «феррарист» подряд и первый, кто погиб непосредственно в зачетной гонке «Формулы-1».

Во время шестого этапа Ф-1 (Гран-при Франции в Реймсе), когда Муссо пытался обойти на длинной кривой «Гё» своего партнера по команде Хоторна, колесо его «Феррари» на скорости примерно в 220 км/час угодило в выбоину на краю трассы. Итальянец погиб мгновенно…

18. Питер Коллинз, Peter Collins

Команда: Scuderia Ferrari

Место гибели: Бонн, Германия


Этот славный улыбчивый британец, внешне очень похожий на современного американского киноактера Вэла Килмера, стал гонщиком очень рано, в 20 лет.

В сезоне-57 Коллинз трижды побывал на подиуме, однако ему ужасно не везло – сцепление, утечка воды из радиатора, впускной клапан, а однажды и столкновение не позволяли ему закончить разные гран-при.

В следующем чемпионате черная полоса продолжилась: на первом же этапе уже на старте полетел задний мост, затем Питер сходил из-за перегрева двигателя, заклинившей коробки передач и даже вульгарной нехватки топлива. И все-таки, когда машина не подводила, Коллинз выступал блестяще – стал третьим на Гран-при Монако, победил на своей родине (7-й этап, Силверстоун).

Но уже следующий, 8-й этап стал для британца последним в жизни. На немецком Гран-при в Нюрбургринге Коллинз шел третьим, когда в трудной борьбе с Тони Бруксом допустил роковую ошибку, попытавшись срезать поворот. На скорости свыше 150 км/час «Феррари» опрокинулся, закувыркавшись, проломил ограждение и покатился вниз по склону. Питера выбросило из кабины, он ударился о дерево и получил тяжелейшие травмы головы, от которых несколькими часами позже скончался в больнице, не приходя в сознание.

В этой аварии Питер выжил:

19. Стюарт Льюис-Эванс, Stuart Lewis-Evans

Команда: Vandervell Products Ltd

Место гибели: Ист-Гринстед, Сассекс


Третьей и последней жертвой кошмарного 1958 года стал также британец, Стюарт Льюис-Эванс, проследовавший в автоспорт по стопам своего отца.

Говорят, он демонстрировал редкостное сочетание скорости и изящества вождения, обладал фантастической реакцией и недюжинной интуицией, что позволяло ему избегать столкновений в тех случаях, где 8 из 10 других пилотов неминуемо бы угодили бы в аварию.

На последнем этапе Гран-при Марокко Льюис-Эванс из-за неожиданно заклинившей коробки передач не справился с управлением. Автомобиль несколько раз перевернулся и загорелся.

Гонщика удалось высвободить из огненной ловушки и, страдающего от тяжелейших ожогов, переправить в Англию под присмотр опытных специалистов. Но несмотря на все их старания, шесть дней спустя Льюис-Эванс скончался…

20. Джерри Анзер, Jerry Unser

Команда: Helse

Место гибели: Индианаполис, Индиана


Погиб на тестах. Потерял управление и врезался в стену ограждения, автомобиль мгновенно загорелся. Гонщика удалось вытащить, но спустя 2 недели Джерри скончался от ожогов в больнице.

21. Боб Кортнер, Bob Cortner

Команда: Cornis Engineering

Место гибели: Индианаполис, Индиана

22. Айвор Бьюб, Ivor Bueb

Команда: British Racing Partnership

Место гибели: Клермон-Ферран, Франция


Умер от травм, полученных в результате аварии на тестах.

23. Жан Бера, Jean Marie Behra

Команда: Jean Behra

Место гибели: трасса АФУС, Берлин, Германия


В так называемой «гонке поддержки» (нечто вроде квалификации, проводилась накануне основной) на скользкой из-за проливного дождя трассе его автомобиль потерпел аварию. Бера был выброшен из кувыркающейся машины и, вероятно, мог бы уцелеть, отделавшись переломами, но, ударившись в полете о флагшток, погиб. Вольфганг фон Трипс, который ехал следом и стал свидетелем страшной и нелепой смерти француза, был настолько шокирован, что на следующий день отказался от участия в основной гонке.

Вот с такими чудовищными потерями для Формулы-1 прошли 50-е года прошлого столетия...

23 пилота не вернулось с трасс...

Ещё фото и видео.

Загрузка...