rbatpro.ru

В каком году появился первый велосипед. История велосипеда. Велосипеды в XX веке

В изобретении этого популярного транспортного средства принимал участие не один человек. Велосипед вырос, благодаря целому ряду изобретений, проследить которые можно, начиная от нашего времени и заканчивая XVIII веком. Некоторые ученые-исследователи берутся утверждать, что чертежи транспортного средства (имеющего два колеса) и роликовой цепи принадлежат Леонардо да Винчи.

История создания велосипеда имеет долгий путь развития. Причем сначала появились его аналоги. Графом Де Сивраком во Франции была построена двухколесная машина из дерева в 1791 г., названная «Селярифер». Передвигаться на ней возможно, сидя верхом, а от земли отталкиваться ногами.

Немецкий изобретатель Карл Дрейз в 1817 году создал первый самокат под названием «машина для ходьбы». Конструкция была оснащена рулем и седлом, и названа в честь создателя – дрезиной. И по сегодняшний день в русском языке используется это слово. В 1818 году данное изобретение запатентовали. Уже в 1839-40 годах оно подвергается усовершенствованию. Кирк Патрик Макмиллан – кузнец из Шотландии приделывает к нему педали. Таким образом, металлические стержни прикрепляли заднее колесо к педали, которая толкала его. Управление велосипедом осуществлял человек, который располагался между передним и задним колесами. Он управлял устройством при помощи руля, который был прикреплен к переднему колесу.

Спустя несколько лет английский инженер Тампсон получил патент на надувные шины для велосипеда. Но из-за своего технического несовершенства, они тогда не получили распространения. Лишь только в 1867 году велосипеды с педалями стали выпускаться массово.

Название «велосипед» изобретение получило благодаря Пьеру Мишо. В 70-х годах 19-го столетия приобрели популярность велосипеды «пенни-фартинг», названные так из-за соразмерности колес (монета пенни – меньше монеты фартинг). Педали были прикреплены к большому переднему колесу, а сверху от них было седло. Из-за смещения центра тяжести велосипед считался опасным средством передвижения. Альтернативой «пенни-фартинг» стали трехколесные самокаты, которые быстро завоевали популярность.

Следующий этап в истории создания велосипедов – появление металлического колеса, внутри которого были спицы. Предложил это изобретатель Эдуард Каупер в 1867 году. А уже через два года на велосипедах появилась рама. Далее, англичанину Лоусону в конце 70-х годов удается изобрести цепную передачу.

Первым, похожим на современные, был велосипед Rover – «Скиталец». Сделал его в 1884 году англичанин Джон Кемп Старли. Уже через год эти велосипеды были в массовом производстве. У Rover была цепная передача, колеса имели одинаковый размер, место водителя было в центре, между передним колесом и задним. Велосипед завоевал много поклонников в Европе. В отличие от своих предшественников он был безопасен и удобен. Созданный в дальнейшем концерн Rover, наладив производство велосипедов, стал выпускать автомобили. Но просуществовав всего лишь до 2005 года, компания стала банкротом.

Шотландский изобретатель Джон Бойд Данлоп сконструировал каучуковые шины в 1888 году, получившие довольно широкое распространение. Они были более совершенны и надежны, нежели запатентованные – резиновые. Если до этого про велосипеды говорили, что они «костотряски», то теперь езда с колесами из каучука стала более мягкой.

Золотым веком велосипедов называли девяностые годы XIX века. Вскоре появились педальные тормоза, а также механизм свободного хода, благодаря чему не надо было постоянно крутить педали. Чуть позднее изобрели ручной тормоз, однако, применять его стали намного позже.

Год 1878 отмечен появлением первого складного велосипеда. А в 90-х годах сделали первые алюминиевые устройства. В 1895 году изобрели первый рикамбент – это такой велосипед, ехать на котором можно было полулежа или даже лежа. Массовым производством рикамбентов, спустя девять лет, занялся концерн «Пежо».

Велосипеды, имеющие заднюю и переднюю подвеску, стали выпускать в 1915 году, специально для итальянской армии. Следующее десятилетие характеризуется появлением шарикоподшипников, двух – и трехскоростных втулок, конвейерных способов сборки, переключателя передач цепного привода, стальных труб и ножного тормоза.

Механизмы переключения скоростей, изобретенные ранее (начало XX века) оказались не столь совершенны. Заднее колесо велосипеда с обеих сторон оборудовали двумя специальными звездочками, и для переключения скоростей необходимо было остановиться, чтобы снять колесо, а затем перевернуть его. Цепь при этом предстояло натянуть и зафиксировать.

Изобретенный в 1903 году планетарный механизм, служащий для переключения скоростей обрел популярность лишь в 30-е годы XX века. В 1950 году итальянский велогонщик Туллио Кампаньоло, в дальнейшем ставший производителем велосипедов, изобрел механизм, аналогом которого является сегодняшний переключатель скоростей.

В 1974 году появились модели велосипедов из титана, а годом спустя из углепластика. Уже в 1983 году изобрели велокомпьютер, в функции которого входило отслеживание скорости, времени и нагрузки.

Нельзя сказать, что популярность велосипедов в XX веке была постоянно стабильна. В начале столетия стало развиваться автомобилестроение, машины стали более доступны, вследствие чего велосипеды потеряли свою популярность. Вновь мода на велосипеды пришла вместе с пропагандой здорового образа жизни. Сегодня наибольшей популярностью они пользуются у жителей европейских стран. Самой «велосипедной» страной считается Дания. Житель этой страны проезжает на нем 893 км за год. После Дании следуют Нидерланды (853 км). Средний житель Бельгии и Германии проезжает на велосипеде примерно километров 300 за год. Самая низкая популярность в странах Южной Европы. За год среднестатистический испанец проезжает на велосипеде около 20 км.

Надо отдать должное проводимой политике правительства, в результате которой популярность этого вида транспорта способствует улучшению здоровья людей и разгрузке центральных улиц от автомобилей. Во многих азиатских странах велосипед считается практически основным средством передвижения из-за его дешевизны. Однако и там (взять хотя бы Китай и Индию) использование велосипедов стало сокращаться. Жители городов стали переходить на мопеды, мотоциклы, автомобили. Иногда, чтобы велосипедный транспорт не мешал движению машин, власти вынуждены принимать меры против него. Например, в Шанхае, в 2003 году в декабре на время было запрещено движение велосипедистов.

Основным производителем велосипедов считается Китай, так как производства большинства велосипедных фирм находятся в этой стране. Около 95% велосипедов изготовлено в Китае.

Ученные до сих пор не могут точно определить дату, когда началась история создания . Некоторые исследователи утверждают, что эскизы с изображением похожих транспортных средств можно увидеть среди барельефов гробниц древнего Египта и фресок Помпеи. Иные версии относят возраст двухколесной машины к XVI веку. Но за неимением неопровержимых доказательств эти идеи остаются гипотезами.

День рождения велосипеда

Официально история создания велосипеда началась 12 июня 1816 года. В этот день жители немецкого Бадена были немало удивлены, увидев необычное явление. По улицам города ехал уважаемый и широко известный барон Карл Дрез на странном транспортном средстве, состоящем из двух расположенных один за другим колес и рулевого механизма. Приводилось оно в действие ногами седока, отталкивающегося от земли каждые несколько метров. Скорость необычного самоката составляла порядка 10 км/ч. Подлинный экземпляр первого ровера до сих пор можно увидеть в музее Карлсруэ.

Первый завод и другие вехи истории создания велосипеда

Модель Дреза впоследствии неустанно совершенствовалась. В хронологическом порядке достижения располагались так:

  • 1839 г. Томасом Мкколом была предпринята попытка улучшить качественные показатели изделия, сделав велосипед трехколесным и оборудовать системой педалей и толкателей.
  • 1845 г. Готлибом Миллиусом и Филиппом Фишером был изобретен привод переднего колеса.
  • 1861г. Первыми из них, кто построил велосипед, в наибольшей мере соответствующий современным образцам, стали Пьер и Эрнест Мишо. Их модель имела педали над осью переднего колеса. Модель стала пользовать высокой популярностью. В том же году господа Мишо открыли велосипедный завод, который изготовлял от трех до пяти машин в день.
  • 1868г. Французская фирма «Майер» наладила серийное производство веломашин с привычным сегодня задним приводом.
  • 1888г. Ветеринар Джон Данлопп запатентовал пневматические шины. Идея пришла ему в голову, когда он наблюдал, как его сын катается на велосипеде с деревянными колесами. Его изобретение сделало процесс езды более удобным и добавило двухколесной машине скорости.
  • 1914 - по настоящее время. Многократно совершенствовались конструкция рамы и привода, добавляя велосипеду новые аэродинамические качества. И вот, спустя 212 лет после первого выезда изобретения барона Дреза был зафиксирован мировой рекорд. Сэмом Уиттингем на велосипеде Varna Diablo II смог разогнаться до 132,5 км/ч.

Мистификации в истории создания велосипеда

В исторических хрониках можно увидеть немало мифов о первых создателях двухколесных транспортных средств, например:

  • Эскиз Леонардо да Винчи. Усомниться в подлинности рисунка исследователей заставляет факт наличия на эскизе цепной передачи и шарикоподшипника, не существовавших в XV веке. Кроме того, бумага «нашлась» только в 1973 году, что склоняет к мысли о попытке фальсификации документа, представляющего историческую ценность.
  • Ефим Артамонов. Долгое время считалось, что уральский крепостной умелец создал велосипед в 1800 году и даже совершил на нем пробег в 2 тыс. верст. Изделие потом хранилось в Краеведческом музее Нижнего Тагила. С развитием современных методик анализа было проведенное новое исследование. На самом деле возраст работы Артамонова оказался значительно меньше. Предмет был сделан не ранее 1870 года.
показать

Сложно ответить на вопрос, в каком году был изобретен первый деревянный велосипед. И кого именно можно считать отцом «чудо машины». Ведь история создания велосипеда довольно разнообразная. Чтобы он стал таким, каким мы его знаем сейчас, понадобился не один десяток лет. Но началось все в далеком 1817 году.

Когда и кем был создан

Год предшествующий этому знаковому событию считался «годом без лета». Аномальные холода, вследствие извержения вулкана, фиксировались на западном полушарии в 1816 год. Был уничтожен практически весь урожай. Поголовье домашнего скота, в том числе и лошадей, значительно сократилось. Поэтому люди старались найти альтернативный способ передвижения.

Возможно, именно это подтолкнуло Карла фон Дреза возобновить работу над велосипедом. Его первая попытка продемонстрировать транспортное средство в 1814 году не увенчалась успехом. А в 1817 году этот немецкий барон создал первое подобие велосипеда. Конструкция была двухколесной, имела руль-держатель над передним колесом и состояла полностью из дерева.

Называли деревянный велосипед «машиной для бега». Так как передвигались на нем с помощью ног, отталкиваясь ими от земли. При этом нужно было балансировать на переднем колесе. Это больше походило на самокат, чем на велосипед. На нем можно было разогнать скорость до 12 км/час.

Через год Дрез запатентовал свое изобретение. Оно стало настолько популярно к концу 1918 года, что его стали выпускать на французских и английских предприятиях по производству карет. Но «велосипедный бум» продлился недолго, и не принес Карлу Дрезу много денег. В 1851 году профессор умер не имея ни гроша за душой. Только спустя 20 лет возобновилась работа над велосипедами.

Интересно знать! Создание велосипеда сыграло немаловажную роль в развитии автомобилей и самолетов в будущем.

Путь к настоящему велосипеду

В 1840 году шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан прикрепил первые педали и седло к «машине для бега». Трансмиссия данной конструкции представляла собой систему шатунов, которые передавали усилие от человека, к переднему колесу. Как в классической швейной машинке.


В 1863 году молодой инженер Пьер Лалман, который разрабатывал детские коляски, прикрепил педали к давно забытой дрезине. Вся конструкция крепилась на передней оси. Лилман продемонстрировал свое изобретение в Париже и привлек внимание очень многих. В том числе и трех богатых братьев Оливье. Они высоко оценили новый велосипед, и предложили Лалману сотрудничество.


Пьер Мишо, известный французский инженер, также работающий с братьями Оливье, усовершенствовал модель Лалмана: заменил деревянную раму на железную. Однако колеса все еще оставались деревянными, с металлическими шинами. Мишо также предложил назвать новое транспортное средство «vélocipède» (велосипед).

Интересно знать! Только в 1866 году Пьеру Лалман удалось получить патент на свое изобретение. Этот год и считается началом массового производства велосипедов.

Легенды об изобретение

Существует еще несколько теорий того, где и кем был изобретен первый велосипед. Но их относят скорее к патриотическим легендам, не получившим достаточно доказательств.

По одним источникам создателем велосипеда считают Леонардо да Винчи. Были найдены эскизы примитивного велосипеда, дотированные 1493 годом. Предполагалось, что они принадлежат ему. Но последующая экспертиза показала, что это не так. Возможно, эскиз выполнил его ученик, когда оригинал был утерян, но эти данные также считаются ложными.

Другие говорят, что в 1801 году русский крепостной Ефим Артаманов сконструировал железный велосипед. На нем он проделал путь из города Верхотурье до Москвы. Об этом свидетельствует лишь одна запись в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии». Сама же конструкция была передана в царскую коллекцию, и вскоре утеряна.

«Не надо изобретать велосипед!» - наверняка вам не раз приходилось слышать эту фразу и даже самим ее произносить. Когда так говорят, то обычно хотят подчеркнуть всю простоту дела, когда любые отклонения лишь усложняют, но никак не ускоряют его процесс. Но, как ни парадоксально, об изобретении велосипеда мы знаем очень мало. Вот вы, например, знаете, в каком году изобрели велосипед? Скорее всего, нет. А кто изобрел первый велосипед? Тоже не знаете? Тогда наша статья для вас!

Как говорится в одной известной поговорке, учиться никогда не поздно. И не стыдно чего-то не знать, стыдно не хотеть узнавать что-либо новое. Поэтому мы поговорим об одновременно очень простом и очень сложном устройстве – о велосипеде.

Кто первым изобрел велосипед?

Спешим сразу развенчать один распространенный миф. Велосипед изобрел не Леонардо да Винчи. Знаменитый рисунок, который якобы принадлежит кисти Леонардо, на самом деле таковым не является.

Также не нашла никакого подтверждения легенда о том, что велосипед был изобретен крестьянином Артамоновым, и что он до сих пор хранится в одном из музеев Нижнего Тагила.

На самом же деле велосипед, в современном понимании этого слова, был изобретен не сразу. Его совершенствование прошло как минимум 3 этапа.

В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез изобрел что-то наподобие самоката. Он состоял из 2 колес и был назван автором «Машиной для ходьбы». А позднее соотечественники прозвали этот самокат дрезиной (в честь изобретателя Дреза). В 1818 году барон Карл фон Дрез запатентовал свое изобретение. Когда о самокате узнали в Великобритании, его прозвали «денди-хорз». В 1839-1840 в маленьком городке на юге Шотландии кузнец Киркпатрик Макмиллан усовершенствовал машину для ходьбы, добавив к ней педали и седло. Велосипед Макмиллана был очень похож на современный велосипед. Педали нужно было толкать, они в свою очередь вращали заднее колесо, а переднее можно было поворачивать с помощью руля. По неизвестным нам причинам, изобретение Киркпатрика Макмиллана осталось малоизвестным, и вскоре о нем забыли.

В 1862 году Пьер Лалман решил добавить к «денди хорзу» педали (Пьер ничего не знал об изобретении Макмиллана). И в 1863 году он осуществил свою задумку. Его изделие многие и считают первым в мире велосипедом, а Лалмана соответственно создателем первого велосипеда.

Вопрос «Кто изобрел первый велосипед?» неизменно порождает другой, не менее интересный «Когда его изобрели?» Годом изобретения велосипеда можно считать и 1817, года была изобретена «машина для ходьбы», и 1840, и 1862 год. Но существует еще одна дата, связанная с изобретением велосипеда – 1866 год, когда велосипед Лалмана был запатентован.

С тех пор велосипед совершенствовался с каждым годом. Менялись материалы, из которых изготовлен велосипед, сама конструкция, а также диаметры и соотношения размеров колес. Однако существенно современный велосипед мало чем отличается от велосипеда Лалмана.

Где изобрели велосипед?

Если считать, что первый велосипед изобрел Пьер Лалман, то родиной велосипеда считается Франция. Однако немцы привыкли считать, что велосипед был изобретен у них на родине. Отчасти это тоже является правдой, ведь не будь изобретения барона Карла фон Дреза, не пришло бы в голову Лалману его усовершенствовать.

Но и о Шотландии не стоит забывать. Прообраз велосипеда, сконструированный Киркпатриком Макмилланом, по сути, мало чем отличался от изобретения Пьера Лалмана.

Такое выражение прочно вошло в наш лексикон. Когда его произносят, то имеют ввиду бесполезные труды над созданием чего-то, уже давно всем известного. Выражения подобного рода употребляются во многих странах. Но, что интересно, упоминание при этом велосипеда характерно лишь для постсоветских стран. И откуда у нас такая любовь к велосипедам?

Существует немало версий о том, кому же первому пришла в голову мысль создать велосипед. Итальянцы, например, утверждают, что первый чертёж велосипеда с цепной передачей был найден в рукописях Леонардо да Винчи, хотя многие историки подвергают сомнению подлинность этого рисунка. У нас в России существует немало последователей версии, согласно которой уральский кузнец Артамонов сконструировал велосипед с педалями и рулём и на нём добрался из своего села Верхотурье до Москвы в 1801 году. Если это и было именно так, то остаётся только сожалеть о том, что это техническое новшество, получившее впоследствии название «тележка Артамонова», никого не заинтересовало, а всего-навсего получило своё место в царской коллекции редких вещей и со временем про него просто забыли.
Общепризнанным на сегодняшний день остаётся факт, что первое изобретение, похожее на велосипед, создал в 1817 году немецкий профессор Карл фон Дрез.

Это устройство было больше похоже на самокат, так как педалей оно не имело и приводилось в движение сидящим на деревянной раме человеком, который отталкивался ногами от земли. Сам Дрез называл своё изобретение «машиной для ходьбы», а позже почитатели этого новшества стали именовать устройство дрезиной в честь конструктора. В нашем языке до сих пор сохранилось слово «дрезина», хотя уже и в другом значении.

Очень быстро изобретение Дреза набирает особую популярность в Великобритании, где его стали называть новым именем «денди-хорз».

И хотя на таком устройстве можно было ездить только по ровной дороге, поклонников такого способа передвижения было предостаточно. В 1839 году простой кузнец из Шотландии Киркпатрик Макмиллан изобрёл педали для двухколёсного транспорта, добавил седло и создал механизм, позволяющий поворачивать рулём переднее колесо. Педали были соединены с задним колесом металлическими стержнями и приводили его в движение посредством шатунов.

По существу Макмиллан и был изобретателем первого велосипеда, однако бесхитростный человек не стал патентовать свою идею педального привода, проработав всю свою жизнь в маленькой кузнице, выезжая иногда на своём чудесном изобретении в соседние города и собирая толпы зевак. Но идея Макмиллана не осталась незамеченной другим более предприимчивым человеком по имени Гэвин Датзелл, который в 1846 году создал похожий велосипед и приобрёл славу изобретателя педального привода, обратившись в патентное бюро.
В 1862 году французский мастер по изготовлению детских колясок Пьер Лалман, даже не подозревавший о существовании изобретения Макмиллана, решил усовершенствовать «денди-хорз», поставив педали на переднее колесо.

Это была поистине гениальная идея, и она была вскоре замечена и высоко оценена промышленниками братьями Оливье из Лиона, которые предложили Лалману сотрудничество с ними и каретных дел мастером Пьером Мишо, который догадался заменить деревянную раму велосипеда на металлическую, что делало конструкцию более надёжной. Считается, что Пьеру Мишо принадлежит и новое название для усовершенствованного «денди-хорз» - велосипед. Лалман, проработав пару лет у братьев Оливье, уезжает в 1866 году Америку, где и получает патент на своё средство для передвижения, получив право называться изобретателем велосипеда.
В 70-х года 19 века появились велосипеды с огромным передним колесом и намного меньшим по размеру задним. Такие велосипеды получили название «пенни-фартинг» из-за огромной разницы в размерах колёс. Конструкторами таких велосипедов предполагалось развитие более высокой скорости на дорогах, что и являлось несомненным достоинством новой версии этого транспорта. Тем не менее, недостатков у этих велосипедов было гораздо больше, чем достоинств. Именно из-за высокого переднего колеса и смещённого центра тяжести из-за седла находящегося практически над педалями, такие велосипеды оказались очень опасными для почитателей новой конструкции, поэтому даже любители адреналина постепенно от них отказались.


В 1868 году английский инженер Эдвард Каупер изобретает колесо со стальными спицами и резиновыми шинами. В 1878 году английский же изобретатель Лоусон создаёт цепную передачу. Эти два изобретения и послужили предпосылками для создания совершенно новой модели велосипедов. Одним из первых таких велосипедов под названием Rover придумал англичанин Джон Кемп Старли в 1884 году.

Это уже был велосипед, конструкция которого нам всем так знакома: колёса одинакового размера, цепная передача на заднее колесо, седло, располагающееся между колёсами. А уж когда в 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрёл более совершенную надувную шину из каучука, чем запатентованная Томсоном в 1845 году, то популярность велосипеда резко выросла. Через 10 лет в 1898 году изобрели педальные и ручные тормоза, а также механизм свободного хода, обеспечивающий неподвижность педалей, когда велосипед катится сам. Механизм переключения скоростей был придуман в 1903 году, но он был слишком неудобным и никакого интереса не вызвал вплоть до 30-х годов. Современный же механизм подарил нам в 1950 году знаменитый итальянский велогонщик Туллио Кампаньоло.
Интерес к велосипедам в 20 веке имел свои взлёты и падения. В начале века во многих странах мира с развитием автомобильной промышленности популярность велосипедов упала, так как велосипеды на дорогах воспринимались как помеха и автомобилистами и дорожной полицией. В 60-х годах резко возрастает интерес к этому виду транспорта из-за пропаганды здорового образа жизни. Но уж точно можно быть уверенным в одном, что популярность велосипедов среди детей, подростков и молодёжи не ослабевала никогда.

Загрузка...